РИА «ФедералПресс» 21 февраля 2018

«Хуже еще не было». Кандидаты в президенты наплевали на свою агитацию

Фото: РИА "ФедералПресс"
Графика прошлого века, суперпопулистские лозунги, невнятная позиция — вот, что характеризует агитационные ролики кандидатов в президенты РФ. Прослеживается общая тенденция, имя которой — дешевизна.
«Все предвыборные ролики кандидатов в президенты отличает общая черта — дешевизна. Никто не хочет вкладываться в выборы, но по разным причинам. Путин — чтобы не показать, что он вообще нуждается в саморекламе. Остальные — чтобы случайно не перешагнуть предел дозволенного и не отщипнуть лишний процент у «основного кандидата», — замечает директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков.
Без лица
Предвыборный ролик Владимира Путина больше похож просто на призыв прийти на выборы, будто избиратель по определению поставит галочку напротив фамилии действующего президента. Хотя эта мысль недалека от истины. Ролик характеризует почти полное отсутствие лица кандидата в видеоматериале. Даже не упоминается его имя.
Демонстрация «реальных дел» в виде построенных объектов проходит под закадровый голос Путина. Единственное, на что стоит обратить внимание, — это лозунг «Сильный президент — сильная Россия». В другом ролике упор сразу же делается на основную функцию государства — защиту страны и ее граждан. Безусловно, всем остальным кандидатам на этом поле сказать нечего.
«Возможно, его (Путина, — ред.) штаб подчеркивает некий символизм, дескать, нет смысла лишний раз упоминать человека, который и так имеет высокий рейтинг и за которым стоят реальные дела. Не исключено, что это такая стратегия — остальные кандидаты пусть копошатся, но он отличается от них», — считает политтехнолог Дмитрий Фетисов.
«Вообще лейтмотив кампании Путина — это как бы «без меня», о чем говорит и его реклама, — отмечает Илья Гращенков. — «Сильный президент — сильная Россия» — лозунг, употреблявшийся сначала в кампании Ельцина, а затем на Украине у Тигипко, — не говорит ни о чем, и неясно, кого он рекламирует. Даже фамилии Путина в ролике нет, что довольно странно».
Постмодернизм от Титова
Эксперты отмечают, что ролики остальных кандидатов — это в большей степени пародия на политическую рекламу. Видеоагитация Бориса Титова в этом плане занимает чуть не лидирующую позицию. Также отсутствует лицо кандидата в кадре, но уровень графики оставляет желать лучшего, мягко говоря. Просто цифры, характеризующие проблемы в российской экономической модели и лозунг «А что Титов?». Действительно, очень странная агитация.
«Отдельно, конечно, стоит отметить ролик Бориса Титова «… а что, Титов?». Это просто триумф постмодернисткой эстетики, ролик, сделанный в лучших традициях фильмов Ги Дебора, но явно не отвечающий требованиям нормального агитационного материала», — считает политолог Илья Гращенков.
Кандидат местного значения
Говоря о роликах Павла Грудинина, эксперты выражают больше претензий, скорее, не к форме, а к содержанию. Сами ролики смотрятся более-менее динамично. В них делается упор на социальные достижения Грудинина в Совхозе имени Ленина. И все бы ничего, если бы это были локальные выборы, а не президентские.
«Если бы Грудинин реально выстраивал кампанию на победу, все исследования надо было проводить еще до его выдвижения, сразу после выдвижения отбирать дизайн и запускать. Сейчас уже, как говорится, что получилось. Это, конечно, лучше, чем ничего», — отметил в интервью ресурсу «Актуальные комментарии» политтехнолог Андрей Максимов.
На коленке
Оппонент Грудинина по коммунистическому движению Максим Сурайкин представил «10 сталинских ударов» в своем ролике, однако почти никакого графического сопровождения дизайнеры не придумали. Ролик сопровождается советской музыкой. А лозунги, такие, как построение союзного государства в рамках СССР, граничат с фантастикой. Единственное, на что можно рассчитывать при таком подходе, — это небольшой процент граждан пенсионного возраста.
«У Сурайкина нет серьезных ресурсов, чтобы делать качественную продукцию. Сделано буквально на коленке», — комментирует политтехнолог Дмитрий Фетисов.
Против всего плохого
На поле популизма топчется и кандидат от ЛДПР Владимир Жириновский. Под «раздачу» попали ЖКХ, образование, медицина, обманутые дольщики. Жилищные проблемы он называет главными в России и обещает их решить после прихода к власти. С лозунгом «Мощный рывок вперед» Жириновский попадает в заведомо проигрышное положение, считает политолог Аббас Галлямов.
«Чутье изменило Жириновскому. Когда он обещает «рывок вперед», он вступает на поляну Путина. Избиратель знает, что даже последний никакого рывка обеспечить не смог. Когда лидер ЛДПР заявляет, что он его организует, он как бы утверждает, что он сильнее Путина, никто в это не поверит. Жириновский не должен превращать выборы в референдум по вопросу, кто все-таки этот «рывок вперед» обеспечит — он или Путин. Очевидно, что в ситуации подобной постановки вопроса он Путину проигрывает», — считает Галлямов.
Кандидат от гламурной молодежи
Агитация кандидата «против всех» Ксении Собчак направлена на очень узкую прослойку населения. Так считают российские политологи. Илья Гращенков полагает, что ее ролики сделаны хорошо, но направлены они исключительно на современную городскую аудиторию. В целом, ролики Собчак — это качественно сделанная нарезка ее публичных выступлений, где мелькают молодые лица. Впрочем, политтехнолог Андрей Максимов называет агитационные материалы Собчак несерьезными.
«У Собчак — вообще смешные вещи. Мне кажется, что она махнула на все рукой. Ее АПМ (агитационно-пропагандистские материалы, — ред.) — продолжение дизайна и лозунга «Против всех». Несколько все хаотично. Все рассчитано на неширокую аудиторию и молодежь. Она пытается с этими группами и работать, и нисколько не расширяет свою электоральную базу. В принципе, ей это и не нужно. Мне кажется, она запущена только для того, чтобы обеспечить явку определенного количества людей, которые традиционно не ходят на выборы», — считает Максимов.
Минутка национализма
Кандидат от Российского общенародного союза Сергей Бабурин, пожалуй, единственный, кто представляет националистический фланг избирателей. Вот он и рассказывает на протяжении 30 секунд о том, кто такие русские. Бабурин даже не призывает голосовать за себя. Очевидно, что кандидат не настроен не только на победу, но даже на борьбу за голоса избирателей.
«Ролик Бабурина насквозь пропитан русским национализмом (так что он в пределах своей социальной группы 0,3%)», — отмечает Илья Гращенков.
Явлинский уже не тот  Но, наверное, больше всех удивил Григорий Явлинский. Налицо попытка креатива, однако, на выходе получилась какая-то каша. Тут и анимированные вставки с нарисованным Явлинским, и долгие рассуждения о великих русских ученых. Понять, на что конкретно рассчитан ролик, невозможно.
«Даже многие мои коллеги не поняли, что это было. Явлинский всегда выходил с достаточно неплохими программами, пускай спорными и пускай не пользующимися популярностью. Но программы были продуманными и красиво упакованными. В этот раз он даже не может для своего ролика озвучить внятные мысли и внутреннюю стратегию. Буквально сам путается», — считает Дмитрий Фетисов.
Демонстрация бессилия — вот как можно назвать поведение почти всех кандидатов в президенты. После просмотра агитационных роликов мысль о том, 7 из 8 кандидатов — статисты и спойлеры, приобретает смысл. Эксперты посчитали агитационные ролики кандидатов худшими за последние 20 лет. Неужели все упирается в предопределенность победителя выборов, и никто не хочет даже попытаться создать видимость борьбы за кресло первого человека в стране?
Фото: Николай Хижняк, Кирилл Калинников, Евгений Биятов, Александр Кряжев, Владимир Астапкович, Сергей Пятаков, Евгения Новоженина РИА Новости
Комментарии
Читайте также
Задержан подозреваемый в скупке голосов в Приморье
3
Обнародованы первые данные о выборах в Приморье
4
Россия призвала Китай участвовать в судьбе ДРСМД
1
Россия опровергла слова Обамы о «региональной державе»
5
Последние новости
Олег Кожемяко проголосовал на выборах Приморского края
Путин считает, что его мог бы заменить человек любой профессии
Кавказ получит 4,4 миллиарда рублей