Ещё

Соблюдать репост: батюшкам раздадут Wi-Fi 

Фото: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ

В московском храме Христа Спасителя 29 ноября открывается Архиерейский собор. В течение четырех дней высшее духовенство будет обсуждать новые правила церковных браков, появление Wi-Fi в храмах, ситуацию на Украине и в Сирии, а также судьбу останков семьи Николая II. В этом году на церковном мероприятии впервые ожидают президента России Владимира Путина.

Не первый брак заключен на небесах

Сегодня начинается собрание одного из высших органов РПЦ, Архиерейского собора, который проводится не реже, чем раз в четыре года. В этом году гостем мероприятия станет президент России Владимир Путин, который впервые примет участие в соборе. Глава государства встретится с епископатом РПЦ в храме Христа Спасителя. Ранее президент лишь обращался с приветствием к участникам собора и встречался с ними в Кремле. «Такое внимание светской власти к церковной жизни говорит о той важной роли, которую играет Церковь в современном обществе», — заявил представитель Синодального отдела Московского патриархата Владимир Легойда.

На Архиерейском соборе священнослужители обсудят, сколько раз верующим можно вступать в брак, надо ли при этом считать только браки, которые были освящены церковным венчанием, или же и те, что были заключены в гражданском порядке, в ЗАГСе.

«Некоторые вещи нужно адаптировать к современности, прописать формулы и процедуры», — считает архимандрит Савва.

Священник РПЦ Московского Патриархата, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Георгий Кочетков рассказал «Газете.Ru», что церковные правила допускают вступление в брак до трех раз с момента крещения человека. «Максимальный возраст для венчания, согласно проекту документа 2015 года „О церковном браке“, для женщин — 60 лет, а для мужчин — 70 лет. Но для пар, которые давно находятся в законном браке и решили обвенчаться лишь в преклонном возрасте, церковь делает исключение», — заявил Кочетков.

Чтобы связать себя узами брака на уровне церкви, брачующиеся должны соблюсти ряд условий: они оба должны быть верующими и состоять в законном браке на уровне государства. Венчаться, не будучи христианином, а лишь для соблюдения модных тенденций или примет и суеверий, категорически не допускается, заявил священник. Для заключения церковного брака есть два основных препятствия: другой действующий брак или родственные отношения между будущими супругами.

Желающим вступить в церковный брак рекомендуется пройти подготовительные беседы о смысле семьи и брака со священником или катехизатором-мирянином. «Занимает это обычно от нескольких месяцев до года. На мой взгляд, это то, что должно вводиться на уровне государственных структур.

Было бы неплохо ввести в системе ЗАГСов обязательный курс бесед, встреч со священниками, психологами или другими специалистами, которые могли бы рассказать о проблемах семейной жизни и путях их решения. А еще лучше такую подготовку лучше начинать со старших классов школы. %

Хотя тут требуется серьезная методическая работа, потому что школа, где обучаются люди различного вероисповедания, в том числе и атеисты, не может просто брать то, что есть в православной церкви или любой другой религиозной традиции», — добавил Кочетков.

Семейный психолог Лидия Горькова уверена, что венчание, особенно у молодого поколения, нередко является данью моде. «Проводить венчание или нет — сугубо духовный вопрос отдельно взятой пары. Сегодня модно венчаться, но со временем эта тенденция может стать неотъемлемой ценностью», — заявила она «Газете.Ru».

Вопрос церковного венчания активно обсуждается не только в религии, но и в миру. 18 ноября 2017 народная артистка СССР Алла Пугачева и шоумен Максим Галкин обвенчались. Бурную дискуссию вызвало то, что для Пугачевой это стало не первым венчанием. Впервые она заключила церковный брак с Филиппом Киркоровым в 1994 году в Иерусалиме. Хотя повторное венчание не запрещено по православным канонам, Пугачева все равно назвала свой первый опыт «необдуманным, спонтанным и достаточно наивным шагом». «Бес попутал», — добавила она и отметила, что будет всю жизнь каяться и просить прощения у бога.

Батюшка подскажет пароль от Wi-Fi

В числе прочего на Архиерейском соборе обсудят использование интернета священнослужителями. В современных документах РПЦ этот вопрос затрагивается, например, в положении о монастырях и монашествующих. Однако четкого, официально зафиксированного решения пока еще нет. «Русская православная церковь не может жить лишь прошлым, не учитывая достижений современной культуры и цивилизации, — пояснил ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Кочетков. — Интернет давно присутствует в жизни церковных структур, в том числе монастырей, и им будут пользоваться дальше. Церковь положительно относится ко всем формам просвещения как среди священнослужителей, так и среди прихожан».

В то же время священник отметил, что в распространении интернета РПЦ видит и опасности: «Это некачественная информация, легкая доступность безнравственных сайтов и, главное, зависимость от интернета. Безусловно, это вызов для любого христианина, ведь интернет-зависимость — это рабство страстям, и монаху, как любому церковному человеку, нужна аскетика, чтобы не оказаться в их власти. Я не думаю, что церковь будет намеренно запрещать использование интернета, ведь контролировать себя каждый должен самостоятельно. Скорее всего, будут согласованы определенные правила пользования интернетом в монастырях, различающиеся в зависимости от внутреннего распорядка и других моментов».

Впрочем, использовать интернет клерикалы планируют не для проверки собственной стойкости, а для расширения миссионерского поля. «Задача, которую перед нами поставил наш патриарх, — свидетельствовать во всех измерениях, где мы можем встретить человека. Сейчас значительная часть людей переместилась в виртуальное пространство. Там люди живут. А ведь, по слову героя Андрея Тарковского, „человеку нужен только человек“. Поэтому о Христе мы призваны свидетельствовать и там», — заявил РИА «Новости» эксперт Синодального отдела по делам молодежи иеромонах Димитрий.

К слову, сам патриарх уже не первый год «свидетельствует» в другом измерении. Глава РПЦ завел официальную страницу «ВКонтакте» 24 мая 2015 года.

На странице патриарх выкладывает отчеты со своих поездок, послания прихожанам и свежие фотографии. На данный момент у аккаунта свыше 400 тыс. подписчиков.

«Это совершенно понятное движение. Жизнь значительной части паствы перемещается в виртуальный мир. У церкви есть выбор — оставаться в одиночестве или идти за паствой. Священнослужители выбрали второе», — считает заведующий лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ Эдуард Панарин.

Эксперт отметил, что Русская зарубежная церковь, часть которой слилась с Московской Патриархией, давно активна в сети. «У них есть свой сайт, рассылка. Что касается проведения интернета в церкви, то большинство людей согласится, что во время службы пользоваться интернетом не нужно. Однако после службы могут проводиться воскресные классы для детей, собрания, при которых интернет не будет нелишним», — сообщил Панарин.

Христиан-иностранцев не оставят «за бортом»

Не обойдут стороной на Архиерейском соборе положение ближайших соседей России. По словам митрополита Иллариона, ситуация на Украине остается крайне напряженной и опасной для канонической Украинской православной церкви, подвергающейся дискриминации со стороны нынешних властей страны. «Думаю, что внимание должно быть уделено и проблеме церковного раскола на Украине, который, к сожалению, уже четверть века остается неуврачеванным», — заявил он в интервью «Российской газете».

Интересным должно стать рассмотрение возможности общецерковного прославления святых, подвизавшихся и почитаемых до этого только на Украине.

По словам Кочеткова, обсуждение данного вопроса — попытка клерикально отреагировать на трудную политическую ситуацию, в которой находится Украинская православная церковь Московского патриархата: «Это должно привести к более широкому почитанию истинно святых людей, обращению к их духовному опыту. Можно надеяться и на обратную связь, в которой остро нуждается современная Украина».

Панарин рассказал «Газете.Ru», что Украинская православная церковь Московского патриархата — самая большая по численности церковная организация. «Однако есть и другая — церковь Киевского патриархата, которую другие православные церкви не признали. После событий в Крыму и начала войны на востоке страны Украинская православная церковь начала подвергаться систематическому давлению, нападению на храмы, попыткам переведения их в другие юрисдикции. Церковь сопротивляется как может. РПЦ тоже пытается поддерживать Украинскую православную церковь», — говорит эксперт.

Еще одна «иностранная» дискуссия должна развернуться вокруг помощи христианам Ближнего Востока, в частности, Сирии и Ливана. «Для верующих людей очень важно, чтобы у них были свои места богопочитания, и это важно и для ближневосточных христиан», — добавил Илларион. Митрополит также подчеркнул, что РПЦ необходимо сосредоточиться на помощи в реконструкции оскверненных и разрушенных храмов. Христиане, отметил он, не должны остаться забытыми «за бортом».

По словам Панарина, до религиозных войн в Ираке и Сирии там было довольно много восточных христиан. «Однако иракские и сирийские события больно ударили по христианским общинам.

Хотя по канонам ислама христиан нельзя насильно переводить в ислам, если они выплачивают особые налоги и находятся под защитой государства, такие действия все же происходят — причем под угрозой физического уничтожения. Многие погибли, некоторые покинули страну.

Доля христиан в этих странах уменьшилась», — описал ситуацию сотрудник НИУ ВШЭ.

Императорский вопрос

На Архиерейском соборе также обсудят итоги экспертиз «екатеринбургских останков». По завершении экспертизы, считает архимандрит Савва, ее результаты нужно сопоставить с другими версиями и осмыслить. «У нас нет спешки, подгонки под какую-то дату, но есть желание разобраться», — заявил он.

Речь идет о событиях, произошедших в Екатеринбурге в 1918 году, когда Николая II и всю его семью расстреляли. Следователь того времени Николай Соколов, который провел расследование сразу после гибели императорской семьи в 1919-1922 годах, сделал вывод о том, что все 12 тел, включая слуг, были сожжены. Однако в начале 90-х годов группа поисковиков обнаружила останки, которые, предположительно, могли оказаться царскими. Позже, в 1998 году, их захоронили в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге — в усыпальнице Романовых. РПЦ тогда задала следствию и госкомиссии ряд вопросов, на которые так и не получила ответов. Поэтому священнослужители придерживались мнения о недостаточности исследования и не признавали «екатеринбургские останки» подлинно царскими.

К идентификации останков был привлечен даже Следственный комитет, который 2015 году эксгумировал останки в Петропавловской крепости,

назначил более 30 экспертиз, а сейчас планирует провести новую психолого-историческую экспертизу, чтобы выяснить, был ли расстрел императорской семьи ритуальным убийством, якобы проведенным по приказу руководства большевистской партии (хотя та же версия была отвергнута правоохранителями еще в 1993 году). Член Совета Федерации Людмила Нарусова уже предупредила, что призывы РПЦ к необходимости проверки данной версии способствуют разжиганию межнациональной вражды и возвращают к «мракобесию».

Специалист НИУ ВШЭ Эдуард Панарин заявил, что в церкви всегда существовало несколько противоборствующих мнений на этот счет. «РПЦ не едина и не является тоталитарным институтом — в церкви есть разные течения. В том числе и консервативные, которые и лоббируют тему с останками, заявляют, что они могут быть ненастоящими. Поэтому руководству церкви приходиться апеллировать к внешнему авторитету и обращаться к мнению ученых, прокуратуры», — сообщил эксперт.

Читайте также
Новости партнеров
Больше видео