Войти в почту

Что президент Судана планирует обсудить с Владимиром Путиным

Президент Судана Омар Башир прибывает с официальным визитом в Россию. 23 ноября в Сочи он встретится с президентом Владимиром Путиным. На повестке дня — развитие российско-суданских отношений и обсуждение ключевых проблем Ближнего Востока и Северной Африки. Чего ждут в Хартуме от этого визита и чем России может быть интересен Судан — в материале RT.

Что президент Судана планирует обсудить с Путиным
© Президент Судана Омар Башир Reuters

Опереться на Россию

Президент России Владимир Путин в четверг, 23 ноября, встретится с лидером Судана Омаром Баширом. В центре внимания будут двусторонние отношения, а также ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке, отмечает пресс-служба Кремля.

Судан — одно из крупнейших государств Африки, расположенное на северо-востоке континента. Населённая представителями негроидных народов и арабами страна считается воротами из Ближнего Востока в тропическую Африку. Исторические связи с арабским миром обусловили активное участие Хартума в делах соседних государств. Так, к примеру, Судан с 2015 года является участником коалиции арабских государств, воюющих в Йемене против хуситов.

Рядом с Суданом расположены проблемные, с точки зрения террористической угрозы, Ливия и страны Африканского рога, и в первую очередь — расколотое гражданской войной Сомали. В то же время на юге страны идут конфликты с сепаратистами в регионах Дарфур, Голубой Нил и провинции Кордофан. В оказании поддержи сепаратистам Хартум обвиняет власти Южного Судана, отделившегося в 2011 году от Судана после многолетнего гражданского конфликта.

В новом государстве — Южном Судане — находятся значительные месторождения нефти, однако перекачивать их можно только через территорию Судана в единственный порт на Красном море — Порт-Судан. Споры по поводу транзита также осложняют отношения двух стран. Политическая нестабильность и продолжение гражданской войны уже в Южном Судане делает страну непредсказуемым партнёром для северного соседа.

Как отметил в беседе с RT директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков, в настоящее время Россия усиливает свои позиции на мировой арене и возвращается в Африку в качестве активного игрока. Политические интересы России совпадают и с «желанием африканских государств разнообразить свои связи и возможности, в том числе через попытку опереться на Россию», подчеркнул эксперт. Судан же, сталкивающийся с проблемами как внутри страны, так и на внешнем периметре, заинтересован в сотрудничестве со страной, которая на примере конфликта в Сирии доказала, что играет стабилизирующую роль в мировых процессах.

«С учётом того, что конфронтация нарастает, президент Судана едет в Россию, чтобы опереться ещё на один мощный центр силы», — считает Дмитрий Егорченков.

Немаловажное значение имеет и то, что, как отмечают эксперты, один из важнейших партнёров Судана — Китай не выступает против.

«Это укладывается в общее русло сотрудничества России и Китая в Африке, учитывая то влияние, которое Пекин имеет на Башира», — прокомментировал RT визит суданского лидера в Сочи преподаватель ННГУ им. Н.И. Лобачевского Максим Медоваров.

«Для России же Судан важен и как сосед другого нашего партнёра в регионе — Египта, и как страна с выходом к Красному морю, где с двух сторон полыхают конфликты в Йемене и Сомали и нарастает напряжённость в Джибути», — отметил эксперт.

Возможности сотрудничества

Хотя в отношении правительства Судана действует принятая Совбезом ООН в 2004 и расширенная в 2005 году резолюция о введении оружейного эмбарго из-за конфликта в Дарфуре, она распространяется лишь на поставку вооружений в этот регион, но не ограничивает продажу оружия стране в целом.

Поэтому теоретически суданские вооружённые силы могут рассчитывать и на поставки нашей военной техники.

«Будут рассматриваться вопросы и военно-технического сотрудничества, и обучения студентов, в том числе военных специальностей, в России — это давняя составляющая взаимоотношений между нашими странами», — считает Дмитрий Егорченков.

Помимо обсуждения вопросов региональной безопасности и военно-технического сотрудничества, по словам экспертов, лидеры России и Судана затронут вопросы двусторонних экономических связей.

«Экономические возможности сотрудничества используются пока незначительно», — отметил в интервью RT специалист по Судану, доцент Восточного факультета СПбГУ Игорь Герасимов. По словам эксперта, Судан обладает богатым сельскохозяйственным потенциалом, плодородные берега Белого и Голубого Нила, которые на территории страны сливаются в единую реку Нил, дают по нескольку урожаев в год. «По оценкам экономистов, Судан способен кормить не только самого себя, но и практически большую часть арабского мира», — подчеркнул эксперт.

СССР, напомнил Герасимов, в своё время активно вкладывался в сельскохозяйственную отрасль страны. В Россию из Судана могут экспортироваться манго, орехи, гуммиарабик, но страна может быть интересна и с точки зрения экспорта продукции в другие регионы Африки и Ближнего Востока.

«Судан нуждается в нашем опыте энергетического строительства, в наших машинах, тракторах и другой сельскохозяйственной и не только технике», — отметил Герасимов. По его словам, проявляют интерес суданцы и к изделиям российского автопрома, в частности к автомобилям ВАЗ.

Ещё одно направление сотрудничества, по словам эксперта, — культура и наука. В 2014 году в Хартумском университете во время визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова был открыт кабинет русского языка.

Судан богат археологическим памятниками, по древности сопоставимыми с египетскими. Эксперт не исключил, что в будущем возможно и развитие туристического потенциала страны.

Несмотря на отделение Южного Судана и сепаратистские движения в оставшихся нефтеносных районах, Хартум продолжает экспортировать нефть. «В своё время России было предложено участие в нефтяном секторе, но возможности используются не в полной мере», — отметил Герасимов.

Есть и иные направления сотрудничества в добывающем секторе. Государственный министр иностранных дел Судана Атта аль-Маннан Бахейт отметил накануне визита суданского лидера, что российские инвесторы проявляют интерес к горнорудной промышленности, особенно к добыче золота в стране. Представитель министерства полезных ископаемых Судана Рукаби Хасан, в свою очередь, заявил РИА Новости, что «ожидается подписание ряда контрактов, в частности в области инвестиций в сферу полезных ископаемых Судана».

«В Судане, конечно, богатые природные ресурсы, и все международные игроки стремятся поучаствовать в различных проектах», — уточнил Дмитрий Егорченков.

Форпост влияния

Об интересе к Судану США говорит то, что в октябре 2017 года Вашингтон отменил экономические санкции против Хартума, введённые в 1997 году из-за обвинений в нарушении прав человека и поддержке терроризма. В 1990-е годы Омар Башир проводил последовательную антиамериканскую и антиизраильскую политику, что привело к санкциям и включению Судана в список стран, поддерживающих терроризм, вместе с Ираном и Сирией.

Теперь американские компании снова могут заключать сделки с суданскими партнёрами. Сохранены лишь ограничения, введённые в октябре 2006 года президентом Джорджем Бушем —младшим, на инвестиции в нефтяную отрасль страны из-за Дарфурского конфликта.

В марте 2017 года США и Судан возобновили оборонное сотрудничество, обменявшись военными представительствами, а в апреле 2017 года ЦРУ заявило о решении открыть офис в Хартуме. Изначально попавший в список стран, гражданам которых президент Трамп запретил въезд в США, в сентябре 2017 года Судан был исключён из него.

По словам Дмитрия Егорченкова, изменение позиции США может быть вызвано тем, что, хотя раньше Вашингтон делал ставку на Южный Судан, «несмотря на предпринятые Обамой шаги, чтобы Джуба (столица Южного Судана. — RT) стала ответственным игроком, этого достичь не удалось». «Тот же Трамп теперь меняет вектор в отношении Южного Судана», — отметил эксперт.

«Хартум — это ворота в Африку», — объяснил значение Судана для мировых и региональных держав Игорь Герасимов.

«Для американцев Судан — это своеобразный форпост их влияния», — подчёркивает эксперт, отмечая, что в годы холодной войны США планировали даже разместить свои военные базы на территориях, которые оспаривали Судан и Египет.

Считается, что центр электронного слежения за всей Восточной Африкой находится в американском посольстве в Хартуме, утверждает Герасимов. Однако, по его словам, сами суданцы пока более проявляют заинтересованность в сотрудничестве как минимум в экономике с Китаем (который вместе с Индией и Малазией добывает в стране нефть) и Россией.

«Американцев суданцы опасаются и по идеологическим соображениям, и из-за их хищнического подхода», — подчеркнул эксперт. А вот главный союзник Вашингтона среди арабских стран — Эр-Рияд очень близок официальному Хартуму. «Для Саудовской Аравии на протяжении многих лет — это один из центров мягкого влияния на Африканском континенте», — отметил Герасимов.