Войти в почту

Философы, почему я - это я, а не кто-либо ещё? Ведь вероятность того, что я появлюсь на свет именно в лице себя (человека, которым являюсь), была крайне мала?

Леонид, вы уже задавали аналогичный вопрос полгода назад https://thequestion.ru/questions/262310/pochemu-ya-eto-ya-kakova-byla-veroyatnost-togo-chto-ya-poyavlyus-na-svet-imenno-soboi-a-ne-kem-libo-drugim# Поэтому позволю себе воспроизвести и свой тогдашний ответ: Вопрос(ы) задан в предположении того, что "я" дано как некая чистая субъективность, индивидуальность и уникальность и оно предсуществует реальному, эмпирическому, психологическому, личному "я", в котором лишь воплощается/перевоплощается и узнает/пытается узнать себя. Это предсуществование и независимость "чистого я" и обрекает "личное я" на подобные муки самосознания: Кто я на самом деле? Почему я - это я? Я ли я? Подобное логически некорректное удвоение "я" и гипостазирование "чистого я" лежит в основе не только данного наивного, но искреннего вопроса, но и значительного числа многословных квазирелигиозных, паранаучных и псевдофилософских спекуляций на эту тему. Своеобразным, захватывающим по содержанию и остроумным по форме, опровержением этих фантазий можно считать замечательную повесть Р. Шекли "Обмен разумов" (рекомендую!). Преодолеть эту (псевдо)проблему можно заметив, что вопрос о "я" это, прежде всего и непосредственно, (1) вопрос самого "спрашивающего я" и (2) вопрос "я", спрашивающего о самом себе. Т.о. в фокусе внимания оказывается мое актуальное, т.е. здесь и сейчас устанавливаемое = рождающееся в муках сомнения (сознания) "личное я", а не условная конструкция "я вообще", по содержанию совпадающая (или соотносящаяся) с "моим я", но почему-то вынесенная вовне - за пространственно-временные пределы "моей жизни". И такое актуальное я - "не почему?": у него нет внешнего основания и причин, гарантирующих необходимость его рождения и тем более рождения именно его. Оно самоосновно и появляется не благодаря (т.е. "почему?"), а вопреки ("несмотря на"). Т.е. заранее рассчитать вероятность его появления невозможно просто потому, что неизвестно вероятность чего рассчитывать? А задаваться подобным вопросом после появления - бессмысленно, поскольку здесь "я" уже действительно, а не вероятно. Но действительность этого я - открыта и не завершена: здесь "я" не венец и реализация внешних ему причин и возможностей, а causa sui (причина самого себя) и возможность действительного (т.е. деятельного) самоосуществления. И вопрос здесь уместен, но скорее вопрос "Зачем (для чего) я?" и "Как (каким образом) я?" Как-то так :) Успехов в самопознании! :) Сегодня к сказанному добавлю, что Ваш вопрос может быть прояснит (не ответит, но прояснит) так называемый научно-философский антропный принцип (слабый антропный принцип), см. например https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF Успехов :)

Философы, почему я - это я, а не кто-либо ещё? Ведь вероятность того, что я появлюсь на свет именно в лице себя (человека, которым являюсь), была крайне мала?
© TheQuestion.ru