Войти в почту

Точка сборки новой России: каким представляется Крым сегодня

Пробка. Все, кто этим летом отправились в Крым на авто, независимо от региона, достатка и марки машины, были вынуждены томиться в пробке между Керчью и Феодосией. Слева заманчиво плещется Черное море, которое раньше называли Русским морем, а справа мелкое и соленое Азовское.

Точка сборки новой России: каким представляется Крым сегодня
© ТАСС

Дорога в Крым

До воссоединения Крыма с Россией заметно лучше работало авиационное и железнодорожное сообщение полуострова с материком, а теперь Крым натурально превратился в осажденный остров. Впрочем, в истории такое бывало не раз.

Со стороны Восточной Украины через Джанкой поток автомобилей хоть и есть, но сократился с 2013 года. Железнодорожное сообщение блокировано. Напрямую на поезде в Тавриду теперь не попасть. К слову, в состав Таврической губернии Российской Империи входил не только Крым, но и соседние с ним материковые области нынешней Украины, но проект «Новороссия» не пошел, и историческую справедливость восстановить в полном объеме не удалось.

Весь недюжинный человеко-грузо-авто поток идет через Керчь. Неизвестно насколько это хорошо для самой Керчи, но пробки и здесь, и на трассе до Феодосии могут переплюнуть даже московские. Их пик приходится на село Береговое, в котором от пляжа до столовой можно ехать километр за час.

Почему никому в голову не пришло оперативно проложить по степи объездную дорогу в несколько километров длиной — большая загадка.

Заторы здесь вообще не редкость. Стоит на любом перекрестке столкнуться паре машин, все вокруг встает на километры. Люди ездят как хотят: по обочине, по обочине обочины, по встречной полосе, по встречной обочине. Причем, чаще всего это присуще автомобилистам из московского региона.

Керченский полуостров не блещет выдающимися видами. Когда туристы только попадают в Крым после парома, который весьма не дешев, их встречают степные пейзажи а-ля Казахстан. Поля, холмы и выжженные солнцем равнины.

Хотя кому-то и такой пейзаж согреет душу. Особенно по весне, когда вся выжженная степь цветет дикими тюльпанами, и превращается в райский ковер из цветов.

Пробившись сквозь, многократно воспетую ныне враждебным к России Сережей Михалком Керчь, выходим на трассу в Феодосию, которая ведет также в Симферополь, Севастополь и другие города Крыма.

Хуже всего теперь в весьма уютной туристической Евпатории. Она дальше всего от парома. Хотя новая дорожная специфика родила туризм-нон-стоп, когда крымские гости проезжают весь Крым и останавливаются в каждом городе лишь на день-два.

И днем, и ночью трасса полна машин. Почти всю дорогу то слева, то справа виднеется активно работающая строительная техника, которая строит «Тавриду».

Современная федеральная трасса должна связать керченский мост на Таманском полуострове со всеми туристическими и промышленными городами Крыма.

«Таврида» пройдет по равнинной части полуострова и примет на себя весь поток автомобилей, который пока вынужден толкаться на узких полуразбитых крымских дорогах. И мост, и дорогу обещают ввести в строй уже в 2018 году. Не ошибусь, если скажу, что все это очень ждут, причем железную даже сильнее.

Величественная мощь истории Крыма

Пустынный и неживописный керченский полуостров не всегда был таким. Убедиться в этом сможет каждый, кто посмотрит на строящуюся «Тавриду».

Строителей дороги ждали «неприятные» сюрпризы. Оказалось, что почти на всем протяжении трассы буквально под верхним слоем земли рассыпаны бесконечные археологические ценности.

Через каждые пару километров ведутся археологические раскопки. Уже откопаны десятки городов. Вполне возможно, что, когда весь найденный материал будет систематизирован, придется круто переписать историю Крыма и не его одного.

В стародавние времена Керченский полуостров был очень густо заселен различными весьма развитыми народами. Одного только скифского золота откопано уже на миллиарды долларов, а курганы все не кончаются.

Дело в том, что в более раннем историческом периоде на полуострове был другой климат. Все, что сейчас стало степью, раньше было бесконечным тенистым лесом. Было заметно больше пресной воды. Теперь вместо глубоких озер и живописных бухт соленые озера — дно древних водохранилищ. Вдоль Керченского полуострова разбросаны десятки древнейших памятников истории, многие из которых вообще неизвестны науке.

За тысячелетия в Крыму сильно изменилась береговая линия, и большинство крупных прибрежных городов сейчас лежит на дне моря, на расстоянии нескольких сот метров или нескольких километров от берега.

Все эти города еще ждут своих исследователей. И если хотя бы 20 процентов из них будут откопаны, Крым может превратиться буквально в туристический рай познавательной археологии.

Повернув налево на разбитые грунтовки по середине трассы Керчь-Феодосия, можно попасть на совершенно удивительные дикие пляжи, а также обнаружить руины древнейших городов Крыма.

Автору этих строк посчастливилось оказаться на одной весьма примечательной горе, внутри которой древние греки провели водоводы, а на ее вершине возвышается остовами когда-то невероятно мощная римская крепость с тремя рядами фортификационных сооружений. Место почти не исследовано историками и археологами.

Несколько лет назад в поселке Яковенково обвалился большой пласт прибрежной земли. Из-под спуда веков выглянула древняя гробница, которую начал подручными средствами раскапывать местный археолог-любитель.

Еще до воссоединения Крыма и России о неожиданном открытии прознали в местном СБУ. В погоне за скифским золотом были пригнаны несколько тракторов, которые буквально перекопали всю округу.

В результате была обнаружена огромная погребальная камера, доверху набитая драгоценными артефактами. Куда это золото делось дальше, остается только догадываться.

Но именно в этом месте уже совсем недавно на свет извлекли удивительную мумию полуторагодовалого ребенка с вытянутым черепом «инопланетянина».

Чуть дальше по побережью из-под воды, на расстоянии километра с небольшим торчат остовы двух скал, которые местные называют «скалы-корабли».

Они примечательны многим.

Например, во время освобождения Крыма от румын-фашистов в 1944 году в результате неудачной десантной операции на этих скалах погибли трое солдат-наводчиков морской пехоты. Документы об их гибели рассекретили совсем недавно. Героев наградили посмертно.

«Скалы-корабли» на самом деле следы глобальной природной катастрофы, которая погребла под водой высокоразвитые города древнего Крыма, скорее всего последнюю столицу Боспорского царства.

Скалы эти рукотворны и являются древними портовыми вратами. Что находится под ними на глубине, никем пока не исследовано.

Каждый гектар крымской земли — это примерно шесть метров культурного слоя, нанесенного различными, теперь уже мертвыми, цивилизациями прошлого.

К слову, советская цивилизация, которая нашпиговала крымский полуостров сложными инженерными, и прежде всего, военными объектами, теперь так же органично вписалась сюда историческим культурным слоем.

Советское эхо

Советский Союз не жалел денег на Крым. Здесь пустыми глазницами смотрит в мир единственная недостроенная АЭС возле города-спутника Щелкино: 750 млн. советских рублей были закопаны на побережье Азовского моря.

Для обеспечения электричества на стройке передовая советская наука запустила поодаль от стройки одну из первых в мире солнечных электростанций, которая на момент запуска давала ¼ всей солнечной энергии в мире. После 1991 года работающую станцию растащили на металлолом.

За последние 20 лет почти готовую к пуску станцию почти полностью разворовали.

Не смогли вытащить только «улитки» из нержавеющей стали из реактора АЭС.

В Крыму как нигде понимаешь, почему развалился СССР.

Сумасшедший и ничем не обоснованный перекос экономики в сторону военных расходов, заставил власти нашпиговать советский Крым суперсекретными объектами оборонительного характера.

Целые города спрятаны в крымских горах. Про некоторые до сих пор ничего толком не известно. То тут, то там постоянно встречаются сложные полузаброшенные или заброшенные полностью секретные базы.

Сотни и сотни миллионов советских рублей вкладывались в оборону от внешнего врага, но оказалось, что враг находился совсем с другой стороны.

Удивительно, но многие люди так до сих пор ничего и не поняли. Милый зрелый мужчина охранявший заброшенную военную базу, сразу после того как накормил нас местными грушами — предъявил мне лично за всю Россию, обвинив нас всех в моем лице, в равнодушии к проблемам военных объектов Крыма.

Пришлось притвориться премьером и объяснить гостеприимному хозяину, что денег нет, избыточная военная инфраструктура России не по карману, и вообще не все сразу.

Миллиарды вкладывались в защиту от врага, который так и не напал, и в это же время, потрясающей красоты крымское побережье, как и сотни других русских городов уродовались панельными пятиэтажками.

Здесь в Крыму их тысячи. Они все одинаково убоги, и все также убивают в человеке собственника, хозяина, личность.

Теперь в Крыму многое иначе. Теперь эта земля принадлежит людям. Хорошим или плохим, вопрос второй.

Главное, что у этой земли есть хозяин — не олигарх, не чиновник, не армейский генерал с бесконечным бюджетом, а именно человек — собственник — хозяин. Это базис, а все остальное — надстройка.

Как изменился Крым после Украины

Сильно ли изменился Крым с тех пор, как был украинским? Нет. Но некоторые изменения все же есть. Например, федеральная трасса, которую Украина никогда бы не смогла построить в Крыму.

Но в туристических зонах виден скорее упадок, как количественный, так и качественный. Там, где раньше на дискотеках звучали самые модные мелодии европейских сезонов, теперь грустно завывает «Владимирский централ».

Большинство модных клубов Феодосии закрылись или переориентировались на потребности аудитории «Дома-2».

Тот удивительный молодежный мир, который установился в 90-е в курортные сезоны в Восточном Крыму, канул в лету. Хочется верить, что лишь на время и со строительством дороги все измениться к лучшему.

Местные хозяева частных мини-отелей, с которыми удалось поговорить, жалуются на значительную недозагрузку. До половины всех отдыхающих — невыездные люди: сотрудники разных ведомств России. Туризм перестал кормить, и многие ищут дополнительные средства заработка.

В частном разговоре они признаются, что Крым пока не способен конкурировать ни с Турцией, ни с Египтом. Почти в каждом крымском городе в пик сезона огромное количество свободных мест в санаториях, гостиницах и мини-отелях, из-за чего стоимость постоя довольно низкая (не сильно изменились за 10 лет).

На Юго-Востоке Крыма можно снять комнату без кондиционера за 500−800 рублей, с кондиционером за 1000 рублей, а большой четырехместный номер обойдется не дороже 2000 руб. в сутки. Если брать номер с видом на море на «первой линии» он обойдется в 3000—5000 руб. в сутки. Приятной неожиданностью стало развитие автокемпингов.

В Крыму часто встречались как машины-дома, так и большие дома-прицепы с надписью «Где встал — там и Хилтон». Можно взять автокемпинг в аренду за 5000 руб. в сутки.

При этом цены на землю и недвижимость при очевидном и долгосрочном снижении доходности туристического бизнеса, неуклонно растут. Такой вот парадокс. Совсем другое дело стоимость жизни. Продукты питания в Крыму безумно дороги, а их выбор ограничен.

Ценники на многие продукты и лекарства опережают даже московские, хотя большинство из них местного производства или привезено из Краснодарского края. Кусаются цены на молоко, яйца, мясо, воду. Стоимость фруктов московская.

Хотя крымские персики очень хороши. В то же время жители Крыма, с которыми удалось поговорить, были в ужасе от событий начала 2014 года в Киеве, и ждали физической расправы над собой и своими детьми. Помощь России, референдум и последующее воссоединение спасли от трагедии тысячи людей.

Из примет новой жизни в глаза бросается возросший статус местных чиновников, которых раньше не то что туристы, местные в глаза никогда не видели.

Теперь же по единственной «дороге жизни» из Симферополя в Керчь каждый день летают вереницы машин с мигалками. Последних стало значительно больше. Буквально каждый день можно увидеть патрули ВАИ, переброску солдат и техники российской армии.

Есть и очевидные плюсы. В Крыму появились современные медицинские автомобили, ради которых мгновенно расступается даже самая густая пробка.

Правда, дороги, по которым все это разнолепие привилегированного транспорта перемещается, лучше не стали. Хотя именно трассами, а не только «Тавридой» логично заняться в первую очередь, дороги — кровеносные сосуды экономики.

Чуть в стороне от туристических маршрутов жизнь почти не изменилась. Люди так же, как и раньше, выживают мелким сельским хозяйством, и уровень их жизни сравним с другими депрессивными регионами России, с той лишь разницей, что в Крыму гораздо теплее. Значит, надо меньше одежды, еды и тепла на обогрев жилища.

В советское время Крым пестрил совхозами-миллионерами. В украинские времена все до единого они пришли в полный упадок.

Постапокалиптическая картина нетуристического Крыма начала исчезать именно после 15 марта 2014 года.

Кое-где уже можно увидеть обрабатываемые современной сельскохозяйственной техникой поля. Сажают подсолнухи, бахчу. На южном побережье традиционно много виноградников. Виноделие без потерь пережило воссоединение с Россией.

Светлое будущее Крыма

Повсюду в Крыму висят бигборды с изображением президента России и обещанием развивать Крым, как промышленный регион, и обеспечить ему процветание. Для российской власти и лично президента — это вопрос политического престижа.

Крым вполне может стать «русской Калифорнией».

Главное, чиновникам на местах не впадать в ересь и не пытаться добиться блестящих результатов командно-административными методами «уже вчера». Пусть именно Крыму повезет, и он будет развиваться постепенно, разумно, за счет частного собственника, кооперации и общественных институтов.

Первая задача российского государства в Крыму — обеспечить верховенство закона, качество суда и безопасность собственника, а также предоставить полуострову современную гражданскую инфраструктуру, в первую очередь транспортную и энергетическую.

После воссоединения Крыма и России местный бизнес, элиты, да и население в целом, испытали множество как положительных, так и отрицательных эмоций.

Но оглядываясь назад, мы должны понимать — иного выхода не было, и все сделано правильно.

Крым во всех отношениях является точкой сборки новой России.

Автору этих строк за пару недель довелось объехать только часть Креченского полуострова и маленький кусочек Южного берега. Потому при всем желании нельзя быть объективным и говорить за весь Крым. Сюда надо приезжать и исследовать полуостров, купаться в его бухтах, лазить по его горам, покорять его грунтовки, поклониться его памятникам.

Крым — замечательное место, в котором живут отличные люди.