Войти в почту

Борьба с фейками: на ПМЭФ прошел Саммит мировых информагентств

Необходимость системной борьбы с недостоверными, так называемыми "фейковыми" новостями назрела давно, и с ней должны бороться не только представители СМИ - нужно учить людей, потребителей информации, критически мыслить, чтобы в огромном информационном поле различать правду и ложь. Такие мнения высказали эксперты на Саммите мировых информагентств, который прошел под эгидой ТАСС в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Единый механизм борьбы с фейками Тема саммита звучала как "Вымысел vs. достоверная информация: вызовы современного информационного мира". На мероприятии официальный представитель МИД РФ Мария Захарова предложила создать международный механизм по защите от фейковой информации. "Мы пытаемся каким-то образом активизировать дискуссию относительно возможности создания некого мирового механизма, инструмента по противодействию распространению дезинформации", - сказала она. По мнению дипломата, такой механизм должен разрабатываться исключительно при участии профессионального журналистского сообщества, в частности, к этой работе должны подключиться информационные агентства со всего мира. "Мы так много говорим о мощи и масштабах западных мейнстримовых агентств, но ведь на этом не заканчивается информационное поле, - указала она. - Есть и российские информационные агентства, и информационные агентства Азии, есть ближневосточные крупнейшие информационные холдинги, и так далее. Это должен быть целый комплекс мер". Эту тему развил генеральный директор ТАСС Сергей Михайлов, который призвал мировые информагентства объединить усилия, выработав механизмы для системной борьбы с недостоверными новостями. "Сегодня, на мой взгляд, нам надо объединяться и вырабатывать механизмы для системной борьбы с "альтернативными новостями", - сказал Михайлов. Он подчеркнул, что у ТАСС есть несколько предложений о первостепенных шагах в этом направлении. В частности, нужно выработать "практическое, четко работающее с юридической точки зрения и с точки зрения законоприменения определение "фейк", а также разграничить понятия "факт" и "мнение", отметил Михайлов. "Общие подходы, которые мы выработаем, могут стать рекомендациями и для других СМИ наших стран в противодействии распространению информационных вбросов, дезинформации и так далее", - сказал гендиректор ТАСС. Михайлов призвал "больше внимания уделять и активнее развивать принципы и стандарты этической журналистики". "Только личный выбор человека и соблюдение этических принципов позволяют провести грань между правдой и ложью, между профессией "журналист" и "пропагандист", - пояснил он. Как считает вице-президент по международным новостям Associated Press (AP) Иэн Филлипс, "нужно выбить экономической почву из под ног фейковых новостей". "Есть люди, которые платят за создание фейковых новостей ради сбора кликов. Журналистское сообщество должно выявить заказчика", - считает он. Образование - сила Генеральный директор итальянского информационного агентства ANSA Джузеппе Чербоне считает, что "ничего никогда не является полностью истинным или полностью ложным". "Я считаю, надо образовывать себя, нужно образовывать своих детей, начиная со школы, нужно учить людей сомневаться, - сказал он. - Нужно помогать людям научиться думать, обращать внимание на источники, анализировать ситуацию, следить за жизнью и формировать свои собственные взгляды в отношении того, что истинное и что ложное". По словам гендиректора ТАСС, образование - один из аспектов, который позволяет решать проблему фейковых новостей. "Но я бы, параллельно образованию, еще позанимался идеологией этого процесса и организовал в обществе широкую дискуссию, или, может быть, даже кампанию с привлечением владельцев, издательских домов, владельцев СМИ, лидеров общественного мнения... я думаю, что и политики включатся в нашу дискуссию, и бизнесмены", - сказал он. Но, как отметила Захарова, образование также подвержено "эпидемии фейков". "Посмотрите, как переписываются учебники, как, несмотря на наличие фактических материалов, которые установлены решением резолюции СБ ООН, даже документы Нюрнбергского трибунала искажаются во многих учебных пособиях, - указала она. - Получается, что и образование подвержено этой фейковой эпидемии". Опыт борьбы с плохим качеством и фейками Как рассказал Филлипс, AP сотрудничает с Facebook в выявлении фейковых новостей. "Мы сами пишем репортажи о тех или иных статьях, и эти статьи загружаем в социальные сети. Неграмотный подросток, увидев фейковую новость, он может ее прочитать, но он также прочитает определенные ссылки, которые прикреплены к той или иной ложной статье. Это очень важная миссия для журналистов, и мы ведем эту борьбу, это часть нашей ежедневной работы", - рассказал он. Обращаясь к представителям мировых информагентств, Михайлов отметил, что у них существуют свои стандарты и алгоритмы работы с информацией. Он рассказал, что в ТАСС действует многоступенчатая система проверки информации, в обязательном порядке проверяются все сообщения. "Достоверность и точность для нас всегда имели гораздо большее значение, чем скорость, и мы именно таким образом в ТАСС расставляем приоритеты. Там, где соревнуются скорость и точность, мы все-таки выбираем точность", - пояснил Михайлов. Красная кнопка Как отметил управляющий директор международного департамента японского агентства Kyodo News Какуя Огата, появление компьютеров, а затем смартфонов стали двумя волнами "информационного цунами". В этих условиях главной задачей СМИ стала помощь конечному потребителю новостей в том, чтобы с ней разобраться. Представитель египетского информационного агентства, со своей стороны, сообщил, что самый распространенный поставщик фейковых новостей - соцсети. Например, каждую неделю в Египте фиксируется от 8 до 10 фейковых новостей в Facebook. В целом эксперты отметили, что в эпоху цифровизации и увеличения информационной нагрузки на население борьба с фейковыми новостями должна стать консолидированной ответственностью серьезных СМИ. Первый заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман отметил, что нужно создать что-то вроде "красной кнопки", которая бы связывала мировые информационные агентства на случай появления подозрительных алармистских новостей, которые имеют глобальное значение. "Мое мнение, что нам всем придется в рамках существующих информационных ассоциаций пытаться найти решение по борьбе с фейковыми новостями. Я желаю коллегам из разных информационных агентств мира, чтобы то, о чем они не сообщали, не существовало в природе, а то, что они сообщают, было бы фактом", - сказал Гусман.

Борьба с фейками: на ПМЭФ прошел Саммит мировых информагентств
© РИА Новости