Войти в почту

Совет муфтиев опасается раскола российских мусульман

Совет муфтиев России (СМР) опасается раскола в российской мусульманской общине. Поводом для этого называется документ, принятый в Грозном по итогам прошедшей там Всемирной исламской конференции. Этот документ уравнивает сторонников одного из течений ислама - салафитов с приверженцами ИГИЛ, и сравнивает с нацистами. Чем каждая из сторон конфликта объясняет свою точку зрения? Принятая в августе на исламской конференции в Чечне фетва (правовой документ в исламе), которая отделяет правоверных верующих от сторонников сект, существенно недоработана и вносит раскол среди российских мусульман, говорится в заявлении Совета муфтиев России. «По мнению членов Совета муфтиев России, резолюцию, вызвавшую резонанс в России и за рубежом, необходимо пересматривать... ввиду того, что она вносит раскол... также между российским и зарубежным мусульманским сообществом», – говорится в опубликованном на сайте СМР заявлении. Фетва, вызвавшая недовольство в Совете муфтиев России, была принята по итогам Всемирной исламской конференции «Люди Сунны – кто они?», которая прошла в Грозном в конце августа. Документ, согласно его тексту, «является единодушным решением муфтиев и ученых России и обязателен к исполнению всеми мусульманскими организациями на территории Российской Федерации». Совет муфтиев насторожило то, что фетва, во-первых, объявлена «обязательной», и, во-вторых, по мнению СМР, признает истинными мусульманами только последователей одного из направлений суннизма, распространенного на Кавказе – а именно суфийского тариката. «Их идеология ничем не гуманнее нацизма» Помимо фетвы, участники конференции приняли обращение к президенту России Владимиру Путину, в котором, в частности содержался призыв – вслед за признанием запрета на деятельность так называемого ИГИЛ, признать преступной «и саму идеологию, и религиозное обоснование преступного сообщества». «Эта идеология получила во многих странах мира обобщённое название «ваххабизм», к которому мы относим целый ряд экстремистских течений, в том числе так называемый салафизм, хабашизм, учение «Хизб ут-тахрир», политическое крыло «Братьев-мусульман» и другие. Их идеология ничем не гуманнее идеологии нацизма, осужденной всем человечеством», - сказано в обращении участников грозненской конференции к президенту России. Отметим, что ряд исламских богословов и исламоведов считают некорректным уравнивать салафизм (фундаменталистское направление в суннитском исламе, основывающееся на призыве ориентироваться на образ жизни и веру «праведных предков» - саляфов, т.е. ранней мусульманской общины), и идеологию «Братьев-мусульман», «Хизб ут-тахрир» и тем более ИГ. Добавим, что в опубликованном в 2013 году докладе Института национальной стратегии «Карта этнорелигиозных угроз. Северный Кавказ и Поволжье» количество приверженцев исламских течений, известных под общим названием «ваххабизм» оценивается примерно в 700 тыс. человек. «Реалии отдельных областей Северного Кавказа» Чеченский муфтият, утверждая, что конференция, принявшая анти-салафитскую фетву, была действительно международной, подчеркивает: помимо видных российских богословов и муфтиев, под фетвой и обращением к Путину поставили подписи и авторитетные зарубежные деятели, такие как муфтий Египта Ахмад Мухаммад аль-Таййиб, и признанный во многих арабских странах проповедник шейх Хабиб Али Джифри. В Совете муфтиев России, в свою очередь, считают, что положения принятой в Грозном резолюции «отразила по преимуществу реалии Северного Кавказа, причем далеко не всего, но лишь отдельных его областей». Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин заявил: на грозненской конференции международное мусульманское экспертное сообщество было представлено «преимущественно теми регионами, в которых десятилетиями не удается потушить очаги острейших межмусульманских конфликтов, а сами эксперты имели, как чаще всего случается, весьма смутные представления о сути задач, которые стоят перед российскими мусульманами». С жесткой критикой грозненской декларации выступил и сопредседатель СМР, муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов – который доказывал с богословской точки зрения, что инициатива северокавказских единоверцев на деле разделяет исламскую общину. «Создается впечатление, что СМР занимается потворством ваххабизму» В ответ муфтий Чеченской республики Салах Межиев выступил с резкой критикой Гайнутдина. «Невольно создается впечатление, что вы и возглавляемый вами Совет муфтиев России занимается потворством радикализму и ваххабизму в нашей стране», - говорится в заявлении муфтия Чечни, которое цитирует «Интерфакс». Межиев подчеркнул, что Гайнутдин мог бы принять активное участие в августовской конференции в Грозном. Буквально в следующей же фразе чеченский муфтий упомянул Саида Бурятского, известного исламистского идеолога и террориста, ликвидированного в Ингушетии в 2010 году. «Напомню один факт - некий Саид Бурятский работал в сфере просветительской деятельности Совета муфтиев. Это не упрек, а констатация факта того, что совет фактически мало чем отметился в сфере противодействия экстремизму и профилактики радикализма и терроризма», - подчеркивал муфтий Чечни. «Чтобы больше не появлялось в нашей стране таких, как Саид Бурятский и ему подобные, давайте без политики и философствований, на языке научных диспутов организуем нашу встречу в удобном для вас формате и выработаем механизм для противодействия экстремистской идеологии, попытаемся обезопасить молодежь России от ее разрушительного влияния», - говорится в заявлении Межиева. «Характер прокурорского обвинения» Собственно, в фетве, принятой в Грозном, давалось определение ваххабизма и ряда других течений, которые определяются как «заблудшие секты современности», и отделяются от традиционных суннитов. По мнению Гайнутдина, фетва в ее недоработанном виде во многом приобрела «характер заключительного прокурорского обвинения» в адрес ряда течений и сект современного исламского мира. «При этом все они оказались, как говорится, на одно лицо, поскольку все дело свелось фактически к их перечислению без раскрытия внутренней сущности каждого, кто попал в список такого перечисления. А ведь именно этого следовало ожидать от документа, озаглавленного как «Фетва о неотъемлемых признаках отличия истинного ислама от заблуждений», - отметил глава Совета муфтиев России, добавив, что в фетве кроется стремление «безапелляционно делить мусульман на своих и не своих». Бороться с радикализмом нужно на федеральном уровне «Чечня - республика, которая максимально пострадал от явления, которое принято называть радикальным исламом, поэтому при малейшей возможности богословы этого региона хотят максимально обезопасить свой регион, - отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД директор Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев. – Чеченские богословы прежде всего думают о будущем чеченской молодежи, но и исходят из того, что радикальные настроения растут не только в северокавказском регионе, но и в центральной России, и по всему СНГ. В России, напомню, до сих пор нет единой концепции развития государственно-конфессиональных отношений, и потому вся нагрузка по духовному и законодательному противостоянию радикалам лежит на региональных муфтиятах». Тем не менее, Гереев сожалеет о том, что органы власти, ведающие межконфессиональными отношениями, пока что не дали каких-то позитивных результатов в этом направлении, их деятельность свелась к выработке документов. Однако политологу понятна также и позиция Равиля Гайнутдина. «В Чечне живут в основном последователи тарикатского ислама (одно из значений термина «тарикат» - суфийские братства, объединяющиеся вокруг духовного наставника – прим. ВЗГЛЯД). И вот они собрались и приняли эту фетву, где давалось определение ваххабизму и другим течениям. Однако Совет муфтиев России придерживался другой логики, и их тоже можно понять», - подчеркивает Гереев. Эксперт полагает, что серьезного раскола среди мусульман России быть не может. Тем не менее, за последние десятилетия в России появились сотни тысяч мусульман, не относящих себя к традиционному Исламу, отбрасывать их, записывать поголовно в радикалы, тоже нельзя», - пояснил он. По его мнению, этот спор обнажил основные проблемные точки современного ислама в России. «Надеюсь, это послужит во благо, станет отправной точкой для совместной работы различных светских и религиозных институтов. Каждый изложил свою точку зрения», - считает Гереев. Кроме того, он обращает внимание на то, что в ответном письме СМР говорит от имени совета Шуры, на решение коллегиального органа, решившего, что эта фетва нуждается в доработке. «Скорее всего, будет либо достигнут компромисс, либо каждый останется при своем мнении, но это не раскол»,- пояснил эксперт. В то же время, он сожалеет о том, что мероприятия, подобные прошедшей в Грозном конференции, не проходят на федеральном уровне, поскольку тон должны задавать в центре, а не в субъектах. «В Грозном эта проблема стоит очень остро» Политолог, президент центра стратегических исследований «Россия – исламский мир» Шамиль Султанов, в свою очередь, полагает, что никакого единства среди мусульман России никогда не было, поскольку классовые, региональные, политические противоречия традиционно вносили разногласия в общность мусульман России. Поэтому нельзя говорить о расколе. «Мотивация чеченского муфтията, конечно, понятна, все ищут средства борьбы с радикализацией ислама, а в Грозном эта проблема стоит очень остро. Однако вопрос в том, что такое «традиционный Ислам» и что такое ваххабизм. Есть истинный Ислам, а есть неверие, ересь, «ширк». Понятие «традиционный Ислам» - чисто российское изобретение», - полагает собеседник. К тому же, по его мнению, на конференции был озвучен некорректный термин «ваххабизм». «В свое время, когда в Россию приезжал тогдашний король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдул-Азиз Аль Сауд, и в присутствии Владимира Путина он сделал заявление о том, что ваххабитами нельзя считать саудовских мусульман. Слово «Ваххаб», Единый, сакрально в Исламе, это одно из 99 имен Аллаха. В этом смысле всех мусульман на земле можно назвать ваххабитами. В исламском мире никто террористов ваххабитами не называет. Применять же термин «ваххабиты» к саудовцам впервые начал Билл Клинтон в 1997 году. В США этот термин не прижился, но у нас был принят на вооружения», - рассказал политолог. Что касается конфликтов между чеченским муфтиятом и Равилем Гайнутдином, то Султанов полагает, что ему уже много лет. «Как и в любом внутрирелигиозном конфликте, за этим конфликтом стоят весьма приземленные кадровые вопросы»,- пояснил он.