Войти в почту

Расходы бывших чиновников проверит Генпрокуратура

Начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Александр Русецкий рассказал «Известиям» о мерах борьбы с коррупционерами, а также о том, что необходимо, чтобы отчитывались о доходах и расходах не только действующие чиновники. Увольнение со службы не спасет и бывших чиновников от ответственности. — Президент недавно потребовал предпринимать более жесткие действия по изъятию и обращению в доход государства имущества коррупционеров. Каков ущерб от коррупции и каковы принимаемые в этой связи меры? — В 2015 году размер причиненного преступлениями коррупционной направленности материального ущерба составил более 43 млрд рублей, в 2014 году — немногим свыше 39 млрд рублей. В первом полугодии 2016 года он составил почти 28,5 млрд рублей. Благодаря организационным и практическим мерам, предпринятым в прошлом году, в том числе за счет использования прокурорами координационных полномочий, удалось повысить результативность работы по возмещению причиненного коррупционными преступлениями ущерба. В результате только добровольно погашенный ущерб превысил 5,4 млрд рублей, в первом полугодии 2016 года — 1,4 млрд рублей. Также приняты меры по обеспечению взыскания ущерба на сумму свыше 30 млрд рублей. С этой целью изъято имущество более чем на 9 млрд рублей. В первом полугодии 2016 года изъято имущество на сумму почти 850 млн рублей. Стоимость имущества, на которое наложен арест, составила 13,2 млрд рублей. В 2015 году прокуроры настаивали на более активном применении судами главы 151 УК РФ о конфискации имущества, конечно, лишь при наличии правовых и фактических оснований. Активизация работы по данному направлению привела к тому, что в прошлом году конфискация имущества применена в отношении более 1,9 тыс. лиц, что более чем на четверть превышает аналогичный показатель 2014 года. В первом полугодии 2016 года конфискация применялась в отношении более чем 900 лиц. — Как обстоят дела с взысканием административных штрафов? — Сумма административных штрафов возрастает ежегодно. Вместе с тем их взыскиваемость остается пока на недостаточном уровне. За прошлый год из 611 млн рублей штрафов в бюджет поступило только 13% — 79 млн. — В чем причина? — Чаще всего — это неплатежеспособность должников к моменту исполнения решения суда в результате целенаправленной ликвидации юридического лица. Кроме того, зачастую судебные решения не исполнялись также по причине волокиты со стороны судебных приставов. Это и факты длительного непринятия к производству исполнительных документов, и неполного и несвоевременного осуществления исполнительных действий, и неприменения мер принудительного характера, и непривлечения виновных в совершении коррупционных правонарушений юридических лиц к административной ответственности за неуплату административных штрафов. Например, в Краснодарском крае судебными приставами-исполнителями длительное время не принимались меры к установлению имущественного и финансового положения должников, что привело к непоступлению в бюджет 10 млн рублей. Генеральной прокуратурой в адрес директора Федеральной службы судебных приставов внесено представление об устранении нарушений законодательства об исполнительном производстве и о противодействии коррупции. В результате директором ФССП России 12 должностных лиц территориальных органов ФССП России были привлечены к дисциплинарной ответственности. — Требуются ли еще какие-то законодательные изменения для борьбы с коррупцией? — Генеральная прокуратура Российской Федерации, исходя из собственной практики, выступила инициатором законодательных изменений, касающихся расширения перечня лиц, в отношении которых может осуществляться процедура контроля. Предлагается распространить соответствующие требования не только на действующих служащих, но и на бывших, установив при этом возможность обращения в доход государства денежного эквивалента имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы. Также предлагается усовершенствовать законодательство, устанавливающее запрет для чиновников иметь счета и вклады за границей. В частности, улучшить механизм, позволяющий истребовать соответствующую информацию из кредитно-финансовых и иных учреждений иностранных государств, расположенных за пределами территории России. Для того чтобы добиться реального получения информации от компетентных учреждений иностранных государств, предлагается определить Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Росфинмониторинг в качестве центральных органов, через которые должны направляться запросы зарубежным партнерам. Кроме того, было бы целесообразным внести в законодательство изменения, которые позволяли бы освободить юридическое лицо от административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ в случае добровольного сообщения его представителем о даче взятки (коммерческом подкупе) или о факте вымогательства незаконного вознаграждения со стороны чиновников. Дело в том, что сейчас складывается ситуация, при которой представитель юридического лица, например, сообщает правоохранительным органам о факте «отката» чиновнику по его требованию, помогает изобличить этого чиновника, сотрудничает со следствием. В таком случае это лицо, то есть взяткодатель, может быть освобождено от уголовной ответственности, а юридическое лицо, от имени и в интересах которого он выступает, от административной ответственности не освобождается. Данные положения закона являются не вполне справедливыми и не стимулируют к сотрудничеству с правоохранительными органами в целях выявления взяткополучателей. В целях устранения этих противоречий Генеральной прокуратурой Российской Федерации подготовлены соответствующие законопроекты, которые направлены для согласования в Верховный суд Российской Федерации и администрацию президента Российской Федерации. — Как будет работать механизм изъятия имущества чиновников, если законность приобретения не доказана? — Законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» установлено, что в случае, если чиновник или члены его семьи в течение отчетного года приобретают недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги, акции на общую сумму, превышающую общий доход данного лица, его супруги (супруга) за три последних года, то в отношении его принимается решение об осуществлении контроля за расходами. Этот контроль предполагает проведение специальной проверки. Если у кадровой службы возникло мнение о неподтверждении законности этих средств, они передают соответствующие материалы в органы прокуратуры для направления в суд, и уже на чиновнике лежит обязанность по доказыванию законности происхождения денежных средств. С момента реализации закона (за несколько лет) прокурорами предъявлено в суды 26 исковых заявлений об обращении в доход Российской Федерации 73 объектов имущества (транспортные средства и объекты недвижимого имущества). Общая стоимость такого имущества составила более 174 млн рублей. Практика показывает, что такие иски и решения, связанные с лишением имущества, вызывают отчаянное сопротивление со стороны ответчиков. Каждое судебное решение обжалуется. В настоящее время судами удовлетворено 9 исковых заявлений в отношении 22 объектов имущества совокупной стоимостью более 70 млн рублей. Например, в апреле 2016 года вступило в законную силу решение Засвияжского районного суда Ульяновска, которым удовлетворены исковые требования прокурора Ульяновской области об обращении в доход государства двух квартир в Московской области общей стоимостью более 20 млн рублей, принадлежащих супруге руководителя одного из подразделений администрации Ульяновска. Муниципальный служащий не смог подтвердить законность происхождения доходов, на которые его супругой было приобретено это недвижимое имущество. По инициативе органов прокуратуры области этот муниципальный служащий уволен в связи с утратой доверия. Другой пример: в Краснодарском крае вынесено судебное решение по заявлению прокурора об обращении в доход государства земельного участка и жилого дома, приобретенных судебным приставом и ее супругом на неподтвержденные доходы. В ходе судебного разбирательства установлено, что жилой дом уничтожен ответчиками, в связи с чем исковые требования изменены на обращение в доход государства стоимости жилого дома. По возбужденному исполнительному производству частично произведено исполнение судебного решения на сумму 3,2 млн рублей. — Существуют ли какие-то специальные механизмы, которые помогают выявлять коррупционеров? — Нарушения законодательства о противодействии коррупции выявляются в первую очередь в ходе реализации надзорных полномочий органов прокуратуры. Эти полномочия определяются Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и заключаются в проведении прокурорских проверок, оценке и реализации результатов в виде принятия мер реагирования. Вместе с тем за последнее время Генеральной прокуратурой Российской Федерации принят ряд дополнительных мер, направленных на повышение эффективности и результативности работы. Так, заключены соглашения о взаимодействии в области противодействия коррупции с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ФНС России и Пенсионным фондом Российской Федерации. Теперь прокуроры имеют дистанционный доступ к базам этих органов и могут оперативно получать необходимую информацию в ходе надзорных мероприятий. По итогам 2015 года, на 10% возросло количество возбужденных прокурорами дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.29 КоАП РФ, связанных с нарушением порядка трудоустройства бывших государственных служащих. В 2015 году возбуждено 3,7 тыс. таких дел. Привлечено к административной ответственности более 3,4 тыс. лиц. Предусмотренный законодательством механизм предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе также является эффективным инструментом профилактики и выявления коррупционных проявлений. Например, Генеральной прокуратурой Российской Федерации в ходе проверки было установлено, что заместитель руководителя структурного подразделения одного из федеральных министерств не исполнил обязанность по недопущению и урегулированию конфликта интересов. Это должностное лицо в силу занимаемой должности использовало имеющиеся у него возможности в целях предоставления имущественной выгоды своему близкому родственнику и способствовало приобретению им доли участия в коммерческой организации и последующему улучшению финансово-хозяйственного состояния организации. После вмешательства прокуратуры чиновник был уволен в связи с утратой доверия. — Коррупционеров в погонах стало меньше? — Трудно давать оценку уровню коррупции в рядах правоохранительных органов, поскольку имеющаяся статистика не всегда отражает реальный масштаб совершаемых деяний с учетом их высокой латентности. В 2015 году за преступления коррупционной направленности осуждено 1305 должностных лиц правоохранительных органов, в том числе сотрудников органов внутренних дел — 846, органов ФССП — 164, органов ФТС — 57, органов ФСКН — 41, органов ФСБ — 4. Кроме того, обвинительные судебные приговоры состоялись в отношении 72 должностных лиц органов следствия и дознания, в том числе 15 работников следственных органов Следственного комитета Российской Федерации. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года эта цифра несколько возросла — в 2014 году было осуждено 1258 сотрудников правоохранительных органов (на 3,6% меньше). В первом полугодии 2016 года состоялись обвинительные приговоры в отношении свыше 600 должностных лиц правоохранительных органов, совершивших преступления коррупционной направленности. Наличие коррупции в рядах правоохранительных органов, которые сами призваны бороться с этим пагубным явлением, вызывает серьезную обеспокоенность. В этой связи принимается целый ряд последовательных и жестких мер, направленных на снижение и недопущение коррупционных проявлений. В частности, одной из действенных мер является активизация работы подразделений собственной безопасности правоохранительных органов. Например, семь из десяти сотрудников органов внутренних дел, привлеченных к ответственности за взяточничество или служебный подлог, являлись объектами проверок и разработок службы собственной безопасности. Борьба с коррупционерами ведется бескомпромиссно, невзирая на их чины, должности и былые заслуги. — В тендерах и госзакупках остается коррупционный фактор? — Действительно, деятельность в сфере госзакупок продолжает оставаться одной из наиболее подверженных коррупции. Для того чтобы повысить эффективность принимаемых мер по ее декриминализации, в соответствии с Национальном планом противодействия коррупции на 2014–2015 годы Генеральная прокуратура выступила организатором масштабной работы по борьбе с «откатами» в данной сфере. Генеральной прокуратурой Российской Федерации с привлечением более 10 министерств и ведомств, в том числе Минэкономразвития, ФАС и большинства правоохранительных органов, разработан и реализуется межведомственный план мероприятий по предупреждению и пресечению «откатов», получаемых за исполнение государственного и муниципального заказа. На первоначальном этапе была разработана криминологическая характеристика «откатов». Активную роль в этой работе сыграли ученые-криминологи, а также общественные организации — «Опора России» и «Деловая Россия». Были изучены статистические материалы, правоприменительная практика, материалы уголовных дел, общественное и экспертное мнение по указанной проблеме. Криминологическая характеристика показала, что основные причины и условия, способствующие совершению преступлений, связаны с пробелами правового регулирования процесса размещения заказов и их исполнения, в том числе отсутствием эффективного механизма контроля за действиями должностных лиц. Вместе с тем коррупционные преступления в сфере госзакупок по-прежнему остаются распространенными, а причиняемый ими ущерб нередко исчисляется сотнями миллионов, поэтому на фоне практических результатов принятых организационных мер тем не менее очевидна необходимость в дальнейшей активизации этой надзорной деятельности. В новом Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы предусмотрены меры по продолжению этой работы. — Сейчас больше дел за дачу или за получение взятки? Какой средний размер мзды по стране и, например, в Москве? — О среднем размере взятки можно говорить весьма условно, поскольку коррупция неоднородна, имеет много видов и распространена в различных сферах нашей жизни. В прошлом году наблюдался рост выявленных правоохранительными органами фактов получения и дачи взяток. Так, в 2015 году установлено почти 6,5 тыс. фактов получения взятки, что на 8% больше показателей 2014 года. В первом полугодии 2016 года — свыше 5 тыс. таких преступлений, что на 29,4% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Правоохранителями зарегистрировано также свыше 6,8 тыс. фактов дачи взятки — на 13,3% больше, чем в 2014 году. В первом полугодии 2016 года выявлено более 4 тыс. таких преступлений. Кроме того, в 2015 году зафиксировано 627 фактов посредничества во взяточничестве, что почти на треть больше показателей 2014 года. Аналогичный показатель в первом полугодии 2016 года составил 640 выявленных преступлений этой категории. О правильной расстановке приоритетов по пресечению особо опасных коррупционных деяний свидетельствует увеличение суммы выявленных взяток, которая в 2015 году составила 1,3 млрд рублей (в 2014 году — 833 млн рублей). Как видно из приведенной статистики, фактов дачи взятки несколько больше, чем фактов ее получения. Это вполне может быть обусловлено реализацией положений законодательства, касающихся уведомления должностными лицами о фактах обращения к ним в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений. Например, в минувшем году только от сотрудников системы МВД России поступило более 4 тыс. таких уведомлений, по результатам рассмотрения которых возбуждено 2,6 тыс. уголовных дел, к уголовной ответственности привлечены 1,5 тыс. гражданских лиц. С другой стороны, не следует забывать, что в силу закона взяткодатель может быть освобожден от уголовной ответственности, если он активно способствовал раскрытию или расследованию преступления либо после совершения преступления добровольно сообщил о даче взятки в правоохранительные органы. Так что статистика весьма относительно может дать представление о реальной картине взяточничества. Общая по России сумма взяток по выявленным преступлениям, предусмотренным статьей 290 УК РФ («Получение взятки») — 1,3 млрд рублей, статьей 291 УК РФ («Дача взятки») — более чем 539,5 млн рублей. — Какие основные схемы сейчас используют коррупционеры и появилось ли что-нибудь новое? — Хочется отметить, что коррупционные проявления приобретают всё более сложный характер. Фиксируются схемы получения взяток в виде многоходовых финансовых операций, навязываемых государственными служащими представителям бизнеса с участием посредников. Правоохранительными органами осуществляется комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие фактов «откатов» и хищений в сферах размещения и исполнения государственного заказа. Всё чаще взятки берут не просто «в конверте», а например, путем оформления на третьих лиц акций и иных ценных бумаг, предоставления льготных кредитов, продажи недвижимости со скидками, а также с использованием других сложных форм, которые порой трудно отличить от законной рыночной деятельности. Так, в прошлом году осужден бывший сотрудник органов ФМС России, который получил взятку в виде нового автомобиля Volkswagen Touareg стоимостью 2,5 млн рублей взамен находящегося у него в собственности автомобиля такой же марки, но 2011 года выпуска. Сумма взятки была определена в размере разницы стоимости нового и старого автомобилей (получилось более 1 млн рублей). Или, например, в Архангельской области бывший сотрудник органов внутренних дел осужден за получение взятки в виде топливной карты, используя которую заправил бензином личный автомобиль на сумму почти 350 тыс. рублей. Коррупционеры из года в год проявляют чудеса изобретательности, поэтому и методы прокурорского надзора постоянно совершенствуются.

Расходы бывших чиновников проверит Генпрокуратура
© facebook.com/genprocr