Ещё

Как работает и сколько зарабатывает сценарист сериалов на федеральном телеканале 

Фото: Нож

Сериалы — хит моего поколения, тех, кому сейчас около 40 лет. На наших глазах из низкого жанра они превратились в локомотив современной культуры. Естественно, я давно мечтал стать частью этой волны. Некоторое время работал в PR-отделе одного из кнопочных каналов, причем устроился туда, соврав, что представлю диплом позже, якобы он находится в другом городе. В действительности никакого профильного, да и вообще высшего образования у меня не было и нет. Впрочем, почти пять лет об этом никто не вспоминал, так что я спокойно наблюдал, как растет, пусть и значительно медленнее, чем на Западе, жанр в России, изучал внутреннюю кухню, работу департаментов, занятых в подготовке, съемке и трансляции сериалов, читал учебники и чужие сценарии, учился.

Большинство сценаристов либо нигде не числятся, либо открывают свои ИП. Никакого гарантированного заработка не существует. Все живут от заказа к заказу, причем иногда пишешь по три сценария одновременно, а иногда несколько месяцев сидишь без работы.

Существует два пути появления сценария: авторский, когда ты сам придумываешь историю и пишешь ее, и продюсерский, когда тебя приглашают работать и «творить» по чужой идее.

Это алхимические превращения, в процессе которых получаешь первозданный, ни с чем не сравнимый кайф, чистое творчество. Но кошмар в том, что сериалы — коллективный труд, и твой авторский текст все равно пройдет через продюсерский наждак.

Ходили слухи, что легендарный тогда еще продюсер ТНТ Александр Дулерайн завернул сценарий «Оттепели» с формулировкой «херня какая-то».

Непосредственная работа над своим сценарием чаще всего начинается с краткой заявки-синопсиса. Если удается ее продать, приступаешь к подробному сценическому плану и только после его утверждения у продюсера садишься, собственно, за сам сценарий. Две-три недели пашешь-пишешь, потом снова идешь к продюсеру, тот делает «пару небольших замечаний», в результате ты переписываешь до 80% текста, и так повторяется несколько раз.

Кто-то пишет серию за 60 тысяч рублей, кто-то — за миллион и больше. Никакого четкого ценового разброса не существует. Есть условная практика: сценарий стоит 3% от бюджета. Но она не всегда соблюдается. На деле создатели сериала стараются заплатить как можно меньше, а мы, сценаристы, — выторговать побольше.

Я получаю за целый сериал от 2 до 4 миллионов рублей, другое дело что одни серии пишутся за неделю, на другие могут уйти месяцы.

Беда российского телевидения в том, что за появление сериалов на каналах отвечают люди в возрасте, которые не всегда успевают за мировыми трендами, но точно знают, что выстреливало в течение последних 10–15 лет.

А если выстреливало, то зачем что-то менять? Потому активно меняется только внешняя составляющая — картинка становится дороже, а смыслы двигаются c большим скрипом. Из-за этого сетка забита контентом, который вроде бы и собирает неплохие рейтинги телесмотрения, но моментально забывается и никакого серьезного резонанса не создает. Потому что ядро аудитории пассивно, этому зрителю все равно, что смотреть, у них телевизор работает фоном. К счастью, есть и продвинутые продюсеры, типа того же Валерия Федоровича, которые прекрасно понимают, что делать современное телевидение можно только обновляясь, в расчете на активную аудиторию. К сожалению, таких мало, и попасть к ним трудно.

За выход сериалов отвечают не творческие люди, а те, кто сидят на зарплате. Они не болеют твоим сериалом — да и с чего бы? — поэтому им не хочется рисковать и терять должности и деньги. Как бы ни было противно это говорить, но их можно понять.

Как правило, мне не нравится то, что получилось, но я самокритичен и понятия не имею, почему мои сериалы смотрят. Я бы за некоторые из них расстреливал.

Читайте также
Новости партнеров
Больше видео