Войти в почту

Кругосветка эпохи пандемии. Как омская яхта "Сибирь" прошла из Антарктики в Арктику

Мы встретили "Сибирь" около Омской крепости, куда она вернулась после долгого путешествия. Пристать к берегу яхта не смогла — дно у реки Омь мелковато, и экипаж яхты бросил якорь посреди реки, ссаживаясь на резиновую лодку. С пристани морякам бросили веревку, чтобы сподручнее было подняться. Многие из команды справились и без нее, а другие от помощи не отказались — среди мореплавателей все же так не принято. Парусная кругосветка "Сибирь — Антарктика — Сибирь" — главная часть международного проекта "Сила России Арктикой и Антарктикой прирастать будет!". Задачей команды было напомнить миру, что Россия — страна с 1100-летней культурой и исторической памятью поколений, великая морская держава, чьи моряки 200 лет назад открыли Антарктиду. Дорога из дома Яхта "Сибирь" начала свое второе кругосветное путешествие больше года назад. Покинув Омскую крепость, она отправилась в Санкт-Петербург — ворота в Балтийское море, где вышла за границы России. В каждом заграничном порту, в котором останавливалось судно, сибиряки искали соотечественников, и не только для того, чтобы рассказать о миссии своей кругосветной экспедиции. Капитан Сергей Щербаков, глава омского яхт-клуба, зампредседателя омского отделения РГО, говорит, что, несмотря на вынужденную изоляцию, много встреч все же состоялось, и они не прошли бесследно. "Нам сейчас приходит очень много писем, поздравлений с завершением экспедиции из самых разных уголков Земли. Это очень приятно нам и людям, которые нас встречали и провожали". Он уже 23 года на пенсии, за это время получил третье высшее образование и обучил множество юных яхтсменов основам парусного спорта. А еще он заслуженный мастер спорта и подполковник контрразведки в отставке. Яхтингом он увлекся в 1965 году — еще подростком. "Хожу теперь в дальние плавания вокруг света и считаю: пока ты не увидел ближайшего горизонта, ты не сможешь увидеть следующего. Эти новые горизонты начали мне открываться с первого похода в 1965 году", — вспоминает Щербаков. В июле прошлого года его яхта "Сибирь" с шестью членами экипажа на борту отправилась в свою вторую кругосветку. Пройдя 30 тыс. морских миль, капитан Щербаков достиг главной цели экспедиции — вместе с командой побывал на полярной станции "Беллинсгаузен" в Антарктике. Спущенная с верфи в 1997 году 12-метровая "Сибирь" строилась не один год. Созданием судна занимались яхтсмены Сибирской парусной ассоциации "Фарос". С тех пор яхта прошла больше 80 тыс. морских миль, или почти 150 тыс. километров. "Я ее сначала на бумаге нарисовал, а потом мы ее собирать начали. Десять лет строили, все же в деньги упирается, плюс времени не всегда хватало, мы же работали только по вечерам", — рассказывает капитан. Морская болезнь Однако не все проходило гладко. В германском портовом городе Киль яхту покинула большая часть экипажа — матросы, никогда ранее не выходившие в открытое море, среди которых был и Сергей Лебединский, ранее увлекавшийся только пешим туризмом. Всех сразила морская болезнь. Впрочем, Лебединский в команду вернулся, когда яхта пустилась в обратный путь по рекам Омской области. "Есть маленький процент людей, у которых организм вообще не приспосабливается к качке. Как бы ты ни старался, сколько бы ты в море ни находился, невозможно приспособиться. В моем случае так и произошло — я не мог ни есть, ни спать, и в какой-то момент наступило обезвоживание организма. Это верный звоночек того, что пора сойти на берег", — рассказывает Лебединский, добавив, что в планах у него провести сплав по реке Енисей в Красноярском крае. А тогда на яхте остались только капитан и его старший помощник. Им пришлось на самолете вылететь в Омск за пополнением команды. Многие, кто попал в нее на этот раз, впоследствии дошли до Антарктиды. Другая кругосветка С новой командой яхта "Сибирь" пересекла Ла-Манш, где, как вспоминал один из матросов Алексей Декельбаум, было весьма неспокойно. Шторма в проливе бушевали гораздо сильнее, чем в первую кругосветку яхты в 2001 году, в которой он тоже участвовал. Тогда он за пять месяцев прошел от Кубы до Омска, а впоследствии еще и написал книгу о плавании "На палубе земного шара". Декельбаум признается, что идти на яхте — большой труд, помимо непростых физических и климатических условий, необходимо постоянно следить за парусами, перед заходами в порт необходимо выдраить палубу, так что вся команда валилась с ног от усталости. Покинув Европу, "Сибирь" ушла в свое самое долгое автономное плавание без заходов в порты, в 14-дневный переход через Атлантический океан, который завершился в порту бразильского города Сальвадор. Там экипаж "Сибири" встретил соотечественник Алексей Белов, ребенком вывезенный родителями из России. Он совершил несколько кругосветных путешествий, одно из них в одиночку. Кроме этого, Белов — владелец крупной судоверфи, он оказал значительную помощь в ремонте "Сибири", например, яхту выкрасили белой краской именно в Сальвадоре. Пингвины и полярники Новый 2020-й команда встретила в столице Бразилии — Рио-да-Жанейро под фейерверки и звуки карнавала, после чего через Аргентину и страны Южной Америки "Сибирь" направилась в Антарктиду. Пятисуточный переход к самому южному континенту проходил через пролив Дрейка, который также называют "кладбищем кораблей". "Действительно, были моменты, когда можно было бы и с жизнью прощаться. Чего стоит только пролив Дрейка, тем более для такого судна, как наша яхта. Когда мы столкнулись с волной десять метров, яхта опрокинулась и сломалась мачта. А что такое волна 20 метров для "Сибири", я боюсь себе представить", — рассказывает капитан, добавив, что, дождавшись хорошей погоды, яхта все же миновала пролив. Антарктида встретила путешественников куда радушнее злосчастного пролива. На станции "Беллинсгаузен", отмечающей свое 200-летие, членов экипажа встретили участники полярной экспедиции. "Зимовки там длятся по году, понятно, что новые лица там появляются крайне редко. Мы провели там встречу, рассказали, кто и как открыл Антарктиду, очень душевно пообщались", — резюмирует один из участников экспедиции, бывший журналист Денис Иовлев. Особое внимание экипажа "Сибири" привлекли пингвины. Когда команда "Сибири" высадилась на берег, они увидели представление, устроенное животными словно по заказу. Они ныряли и кувыркались в воде прямо перед яхтой, казалось, специально, чтобы привлечь внимание путешественников. "Я их раньше никогда не видел. Это, конечно, удивительные существа. Это символ Антарктиды, как белый медведь — символ Арктики", — поясняет капитан. Эффект пандемии Обратный путь стал тернистым еще на старте. Изначально планировалось, что "Сибирь" направится по Тихому океану вдоль западного побережья двух Америк, через Берингов пролив и восточную часть Северного морского пути с заходом в населенные пункты российской Арктики — поселок Провидения, Мыс Шмидта, Певек и Тикси. В самом северном населенном пункте России — Диксоне — собирались замкнуть кольцо вокруг земного шара, затем по Обской губе дойти до Иртыша и по нему вернуться в Омск. Однако на яхте моряки обнаружили неполадку в двигателе. В какой-то момент команда даже планировала зимовать в Антарктиде, однако тут случилось везение: рядом с берегом самого южного континента бросило якорь научно-исследовательское судно "Академик Трешников", и экипаж "Сибири" вместе с яхтой эвакуировали на его борт подъемным краном. Так они снова вошли в пролив Дрейка, который на этот раз миновали без приключений. "Пока мы шли на "Академике Трешникове", все порты начали повально закрывать — в Аргентину нас не пустили, в Бразилию не пустили. Мы доходим до очередной страны, делаем запрос по радио, и нам отвечают: "Извините, мы закрыты" — вспоминает Иовлев. Снова самостоятельно пойти в путь "Сибирь" смогла только в порту Калининграда, откуда отправилась в Санкт-Петербург. Команда о пандемии, конечно, знала. Первые известия о ней стали приходить еще в Антарктиде, однако масштабы бедствия стали понятны не сразу. "Мы слышали, что что-то такое происходит, еще в середине февраля, мы знали, что это происходит где-то в Китае, а когда уже мы 20 марта шли на пароходе и приближались к точке выгрузки в Уругвае, мы увидели, что закрылась вся земля", — рассказывает капитан. День рождения капитана Время на "Академике Трешникове" Щербаков называет полной самоизоляцией. На корабле команде выделили каюту и обеспечили команду продовольствием, но капитан признается, что первое время очень хотел спустить свою яхту на воду. "Мы сначала хотели, чтобы все-таки он нас выбросил вблизи Южной Америки. Мы бы тогда могли выйти на Панамский канал и идти в Тихий океан, вернуться на свой маршрут и продолжить кругосветку, но и там все было закрыто: и Венесуэла, и Колумбия. Я просто не представлял, что такое возможно, и настаивал, чтобы нас выгрузили", — вспоминает Щербаков. От необдуманного шага его отговорили друзья из Аргентины и Бразилии, куда "Сибирь" тоже хотела зайти. "Вас не пустят — это раз, а даже если вы по форс-мажору будете заходить, то вы оттуда не выберетесь!" — уверяли южноамериканские знакомые, и в конце концов Щербаков отказался от своей идеи. Кроме омской экспедиции, у берегов Южной Америки находились еще четыре российских яхты. "Едиственная яхта, которая вышла из России и вернулась в Россию в этом году, — это "Сибирь". Все остальные до сих пор находятся там: кто в Аргентине, кто в Чили, кто в Бразилии, — говорит капитан. — У нас не было ни одного случая коронавируса, но с внешним миром мы не общались. В германский Бремерхафен мы заходили, но там выставляли охрану и нас не пускали, никакого общения не было". За 42 дня пребывания на "Академике Трешникове" члены экипажа "Сибири" починили валовую линию, вибрация в которой вызывала у команды беспокойство с самих берегов Антарктиды, а капитан судна даже успел прочитать лекцию. На "Трешникове" Щербаков отметил и свой день рождения, в честь которого кок судна испек торт с надписью, посвященной 200-летию открытия Антарктики, и изображением "Сибири". Арктика Однако пройти через Арктику путешественникам все-таки удалось. В апреле команда яхты присоединилась к просветительской экспедиции другой омской яхты — "Жемчужина". Вместе суда отправились по пути боевой славы русских кораблей в северных морях. "В Белом, Баренцевом и Карском морях мы побывали в местах, где советские суда были уничтожены немецкими подводными лодками либо немецкими боевыми кораблями. В переходе от Архангельска до Салехарда было пять точек, в которых погибли корабли, мы приходили в эти точки и возлагали венки на воду", — добавляет Денис Иовлев. Щербаков, вспоминая об Арктике, чаще всего произносит "ветер" и "мелководье" — для маленькой "Сибири" это было главными препятствиями. "Там, где Уральские горы продолжаются в море, есть скалы, а в основном это очень большие отмели и приходится далеко в море уходить, потому что к берегу не подойдешь, — рассказывает капитан, поясняя, что это уже десятое путешествие "Сибири" по Арктике. — Все наши маршруты связаны с Северным морским путем. Единственный выход из Омска — это по Иртышу, Оби и Обской губе в Карское море". Природа угрожает По пути из Архангельска арктический ветер был таким холодным, что не спасал даже постоянно работающий обогреватель. Все старались двигаться больше обычного, работая на палубе. "Нужно отработать шесть часов — на руле, с парусами, чтобы они работали и тянули яхту за собой", — вспоминает Сергей Щербаков. Когда волна была особенно крутой, все пристегивались к яхте специальными тросами, чтобы не вынесло за борт. Капитан вспоминает, что волны достигали пяти-шести метров в высоту. Особенно тревожной была остановка вблизи острова Колгуев в Баренцевом море, к которому яхты подошли в начале августа. Прогноз обещал ветер 60 морских узлов — это 30 метров в секунду. "В Омске такой ветер бывает один раз в несколько лет, и крыши с домов срывает", — уточняет капитан. В 2000 году из-за порывов ветра такой скорости рядом с Алеутскими островами "Сибирь" опрокинулась — ее перевернула десятиметровая волна. Но в этот раз командам повезло больше: Щербаков решил укрыться в бухте на острове Колгуев, но из-за мелководья к ней невозможно было подобраться ближе, чем на два километра. На пути в бухту "Сибирь" и "Жемчужина" оказались между встречными циклонами, ветер дул одновременно с юго-западной и северо-западной стороны. Так удалось проплыть несколько километров к северному побережью, и яхта встала сразу на два якоря. "И вот когда подул основной шквал, то пришлось еще и двигателем вперед подрабатывать, потому что нас могло сорвать с якоря и утащить", — рассказывает Щербаков. В какой-то момент "Жемчужину", не выдержавшую натиска ветра, сорвало с якорей и понесло в открытое море, однако Щербаков вовремя связался с капитаном судна по рации и посоветовал включить двигатель и максимально удлинить якорную цепь. "Жемчужине" удалось встать рядом с "Сибирью". "Так мы и отстоялись, на двух якорях, работая двигателем почти на полную мощность против ветра", — заключает мужчина. Когда стихия угомонилась, суда покинули бухту и отправились в Нарьян-Мар. Там каждому члену команды вручили сертификат о пересечении полярного круга, а каждому экипажу — по ящику сыровяленной оленины в дорогу. Меню путешественники почти не меняли, деликатесы, фрукты и овощи были в меню только после очередного порта. "Там все свежее — и фрукты, и соки, а когда все это заканчивается, опять переходили на тушенку, гречку и макароны". После Нарьян-Мара суда вошли в Карское море, в котором для омичей начинается любое морское путешествие. Яхты пересекли границы Омской области 24 сентября. Путь до Омска сопровождался встречным ветром и сложной навигацией, однако 30 сентября команда "Сибири" наконец высадилась на берег. Дежурный по океану Вахта на "Сибири" во время плавания — шесть часов. Дежурят двое — драят палубу, разворачивают паруса, следят за тем, чтобы яхта не отклонилась от курса. Остальные отдыхают в специальном помещении, рядом с которым кухня, где тоже идет вахта, только по кампусу. "Коки — мы все, по очереди. На самом деле — мужской коллектив, и далеко не все в нем великие профессионалы, поэтому иногда приходилось есть, что дают. Но народ умудрялся на ходу в духовке и мясо по-французски сделать", — улыбается Денис Иовлев. Он занимался медиасопровождением экспедиции. Говорит, что за 15 месяцев путешествия на яхте поработали 20 членов экипажа. "Как такового разделения не было, но все мы яхтсмены, и каждый имеет свой "профиль". У кого-то хорошо получается боцманское дело, у кого-то есть штурманские навыки, кто-то ответственный за связь", — расказывает Иовлев, а Николай Тарлеев добавляет, что в экстренных ситуациях от экипажа зависит выживание. Но теперь все трудное позади, "Сибирь" дома. "Когда поставлена цель, ее надо достигать, нельзя бросить на полпути", — подводит итог Сергей Щербаков.​ Полина Болдырева

Кругосветка эпохи пандемии. Как омская яхта "Сибирь" прошла из Антарктики в Арктику
© ТАСС