Войти в почту

Законопроект Путина о Госсовете стал ответом конспирологам

Президент Путин внес в Госдуму законопроект «О Госсовете РФ». Громких, ожидавшихся многими сенсаций в документе нет, а существенная его часть призвана закрепить в законе то, что прописано в давнем указе президента. Какой будет реальная роль и значение ставшего теперь конституционным органа – покажет время. Фото: kremlin.ru Законопроект «О Госсовете» был одним из самых ожидаемых в длинном перечне из 100 законопроектов, которые, как нам сказали, должны претворить в жизнь новые положения Конституции. Дело в том, что ещё до того, как президент в январе объявил о намерении Конституцию поправить, политологи и разного рода анонимные источники в разного рода органах власти много говорили о повышении роли Госсовета как одном из вариантов транзита власти. Мол, если президент Путин в 2024 году решит уйти, то возглавит Госсовет с невиданными прежде функциями, и тем самым сможет оказывать влияние на проводимую новым главой государства политику. Интриги добавляло и то, что в законе о внесении поправок в Конституцию действительно впервые появилось упоминание о Госсовете, но было оно предельно кратким: формирует его президент в целях «обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». Но, хотя одновременно в Конституцию внесли поправки, позволяющие Владимиру Путину при желании баллотироваться на пост президента и в 2024 году, и в 2030-м, Госсовет оставался как бы фигурой умолчания: все ждали деталей, которые и должны были будто бы проясниться в законе. Чтобы понять, сильно ли конституционный Госсовет отличается от того, что действует в России с 2000 года по указу президента чем-то ещё, кроме статуса («конституционный»!), надо сравнить текст внесенного в Госдуму вечером 14 октября законопроекта с тем самым указом. Госсовет по указу был совещательным органом при президенте РФ. Его главная задача – обеспечивать согласованную работу всех органов госвласти – федеральных и региональных, законодательных и исполнительных. Он обсуждал наиболее важные вопросы, касающиеся взаимодействия центра и регионов, исполнение законов и указов президента всеми, вплоть до органов местного самоуправления (которые вообще-то по Конституции самостоятельны и органами госвласти не считаются). И готовил предложения президенту по совершенствованию всего вышеперечисленного. Обсуждение кадровых вопросов, федерального бюджета, рассмотрение по предложению президента наиболее важных законопроектов, помощь президенту в урегулировании споров и конфликтов между центром и регионами и споров между разными регионами… Госсовет мог заниматься и любыми «иными задачами» – если поручит президент. В законопроекте о Госсовете повторяется формулировка Конституции, в которой говорится об «определении основных направлений политики» России. А в качестве задач Госсовета, кроме перечисленных выше, иногда изложенных немного другими словами, говорится о подготовке предложений по совершенствованию взаимодействия органов власти и местного самоуправления разных уровней, а также по «важнейшим вопросам госстроительства». Резиновая формулировка про «иные задачи», которые президент может возложить на Госсовет (с оговоркой о том, что задачи эти должны иметь «важное государственное значение»), никуда не делась. Чем президент велит – тем члены Госсовета и будут заниматься. Но, в отличие от указа, в законопроекте прописаны ещё и полномочия конституционного Госсовета. Они тоже частично пересекаются с тем, чем по факту занимался указной Госсовет. Рассмотрение практик и изучение опыта взаимодействия разных уровней власти, определение критериев поощрения хорошо работающих субъектов РФ и органов МСУ, мониторинг исполнения региональными властями поставленных перед ними президентом задач (с предоставлением соответствующего доклада)… И опять – “иные функции», если они прописаны в законах или если так решит президент. Как и по указу, в законопроекте Госсовет формирует президент, и он же его возглавляет. Одно это делает в глазах наблюдателей невозможной прежнюю схему с экс-президентом Владимиром Путиным – лидером Госсовета. Как и в указе, должностные лица, которые должны быть в составе Совета обязательно, не исчерпывают перечня его членов. Но вот обязательный состав этого органа в законопроекте существенно изменен. Если членами Госсовета по указу являются спикеры обеих палат парламента, губернаторы, полпреды президента в федеральных округах и лидеры думских фракций, то теперь предлагается обязательно включить в Госсовет премьер-министра и главу администрации президента, а вот лидеры думских партий смогут попасть в число членов Госсовета, лишь если президент того захочет – он вообще-то получит право назначать членами Госсовета любых понравившихся ему «представителей политических партий», представленных в парламенте. И полпреды попадут в Госсовет лишь по воле президента. В русле ставшего модным трендом принципа максимальной «свободы рук» главы государства, он получает право включить в Госсовет и любых «иных лиц». Никаких критериев к этим «иным» законопроект не предлагает. Как и в указе, для решения текущих вопросов и подготовки заседаний Госсовета законопроект предлагает создавать Президиум Госсовета. Но в указе число членов президиума ограничено (8 человек), а законопроект никаких ограничений фантазии президента не содержит. И предписанная указом ротация (замена состава членов Президиума) раз в полгода не предусмотрена. Прежний Госсовет имел секретаря – указ гласил, что таковой назначается руководством администрации президента из числа помощников главы государства (последним секретарем Госсовета был помощник Владимира Путина, бывший министр транспорта РФ Игорь Левитин). Теперь же секретарь Госсовета будет назначаться непосредственно президентом, как, к примеру, секретарь Совета Безопасности, и только из числа членов Госсовета, говорится в законопроекте. Указ велит созывать заседания Госсовета регулярно, «как правило, не реже трех раз в год». В законопроекте оговорки про «как правило, не реже» нет: регулярно в соответствии с планом работы, говорится там, и президент может созывать внеочередные заседания. Финансово-экономическое обоснование к законопроекту утверждает, что никаких дополнительных средств из федерального бюджета на его содержание не потребуется. Видимо, считается, что хватит средств, которые и так закладываются ежегодно на проведение заседаний Госсовета. Никакой зарплаты члены Госсовета по-прежнему не будут – все они должны трудиться «на общественных началах». Источник

Законопроект Путина о Госсовете стал ответом конспирологам
© Уника Новости