История скульптуры и особенности ее восприятия      

Скульптура — одна из наиболее честных форм искусства, так как она «не позволяет мошенничать с реальностью», уверена Катерина Марковна, старший научный сотрудник отдела скульптуры Государственной Третьяковской галереи. Благодаря изучению этого вида искусства можно понять, как менялась жизнь людей и их мировоззрение. Т&Р публикуют конспект лекции Международной Академии искусств и антиквариата

         История скульптуры и особенности ее восприятия
© Теории и Практики

«Агена-арт»

, в которой можно узнать об особенностях восприятия скульптуры, ее видах, истории развития и инструментах скульптора. .marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); } Шмакова Катерина Марковна Преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова, член секции скульптуры МСХ и ОМС, старший научный сотрудник отдела скульптуры Государственной Третьяковской галереи (Москва), автор многочисленных книг и публикаций Чем скульптура отличается от других форм искусства Если вы решили начать изучать искусство, начните со скульптуры. Этот вид искусства представляет собой огромную художественную и историческую ценность в эстетическом воспитании и развитии любого человека. Скульптура — это искусство, с которым мы встречаемся практически ежедневно, и для этого даже не нужно посещать музеи, достаточно просто оглянуться по сторонам. Живопись — популярна, цвет — великий обманщик, и, в любом случае, в живописи всегда есть немного иллюзий, и восприятие ее не всегда однозначно. А скульптура не позволяет мошенничать с реальностью. Изучая ее, вы сможете узнать, как менялась жизнь людей, их религиозное мировоззрение, как развивалось само искусство на протяжении тысячелетий. Вместе с архитектурой она существовала как основная форма монументального религиозного искусства. Работа скульптора зачастую очень тяжелый труд, и не во все времена ваятели жили хорошо. Творец не стал бы жить в таких условиях, если бы не находил в своем творчестве глубочайшей компенсации. Эта компенсация — истина. «Скромная истина», как говорил Ги де Мопассан. Она же — богиня без украшений, чей единственный взгляд утешает верных ей. Утешение скульптора — это быть наравне с этой «настоящей» истиной, от которой художник имеет право частично уклониться, творить поверх всех теорий, систем, временных условностей, быть чуждым моде и в то же время пережить ее. Живопись и графика создают изображения на плоскости. Скульптура же — это объемные формы из камня, дерева, гипса, металла. Скульптура — это вид искусства, основанный на принципе объемного, физически трехмерного изображения предмета. Что нам говорит само слово? Слово «скульптура» происходит от латинского sculptura, sculpo — «высекаю, вырезаю». А вот, например, слово «пластика» происходит от греческого plastike, plasso — «леплю». Примечательно, что во все времена объектом скульптурного воплощения были в основном живые существа: чаще люди, и реже животные (анималистический жанр). Еще реже изображалась природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Главными выразительными средствами скульптуры являются: постановка фигуры в пространстве, передача ее движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, архитектоническая организация объема, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций, специфических в каждом случае, характер силуэта. Объемная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой, на основе наблюдаемых в натуре анатомических особенностей той или иной модели. Основные виды скульптуры Различают две основные разновидности скульптуры: круглую скульптуру, которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон. К произведениям круглой скульптуры, обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура значительно меньше натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека). Формы рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения на архитектурной плоскости (фриз, фронтон, плафон). По высоте и глубине изображения рельефы подразделяются на низкие (барельеф), и высокие (горельеф), углубленные и контррельефы. По содержанию и функции скульптура делится на монументально-декоративную, станковую и ее разновидность — скульптуру малых форм. Все эти разновидности скульптуры развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть свои особенности. Монументально-декоративная: скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение. Она носит ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах — на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками. Способность монументально-декоративной скульптуры решать большие идейно-образные задачи с особой полнотой раскрывается в произведениях, которые называют монументальными и к которым обычно относят городские памятники, монументы, мемориальные сооружения. Величавость форм и долговечность материала соединяются в них с приподнятостью образного строя, широтой обобщения. Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более интимный характер. Залы выставок, музеев, жилые интерьеры, где ее можно рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обычной ее средой. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, ее размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументально-декоративной, присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность. Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. К скульптуре малых форм принадлежат также монеты, медали и геммы. Материал и инструменты скульптора Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит техника изготовления скульптуры. Мягкие вещества (глина, воск, пластилин) служат для лепки. При этом наиболее употребительными инструментами служат проволочные кольца и стеки. Твердые материалы (различные породы камня, дерева) обрабатываются путем рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного высвобождения как бы скрытой в нем объемной формы. В этом случае для обработки, например, каменного блока применяются молоток (киянка) и набор металлических инструментов: шпунт, скарпель, троянка. Для обработки дерева преимущественно используют фасонные стамески и сверла. Популярны у мастеров и материалы, способные переходить из жидкого состояния в твердое: различные металлы, гипс, бетон, пластмасса. Они служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм. Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике. В нерасплавленном виде металл для скульптуры обрабатывается посредством ковки и чеканки. Для создания керамических скульптур употребляются особые сорта глины, которая обычно покрывается росписью или цветной глазурью и обжигается в специальных печах. Цвет в скульптуре встречается с давних пор: хорошо известна раскрашенная скульптура Античности, Средних веков, Возрождения, барокко. Скульпторы XIX–XX веков обычно довольствуются естественным цветом материала, прибегая в необходимых случаях лишь к его однотонной подкраске, тонировке. Источник: kristo74 / istockphoto.com Процесс создания скульптуры Процесс создания скульптурного произведения можно разделить на ряд этапов: Изготовление каркаса для крутой скульптуры или щита для рельефа (железные стержни, проволока, гвозди, дерево).Лепка эскиза и этюдов с натуры. Работа происходит на вращающемся станке или вертикально укрепленном щите в заданном размере. Превращение глиняной модели в гипсовую с помощью черной или кусковой формы.Перевод в твердый материал (камень или дерево) с использованием пунктировальной машины и соответствующей техники обработки или отливка из металла с последующей чеканкой.Патинировка, или подкраска, изваяния. Такой процесс не является строго обязательным для мастера. Известны произведения скульптуры, созданные из твердых материалов (мрамор, дерево) без предварительной лепки глиняного оригинала. Такая техника имеет название техники «прямой рубки» и требует исключительного мастерства. История развития скульптуры. Начало. Возникновение скульптуры относится к первобытной эпохе и непосредственно связано с трудовой деятельностью человека и его магическими верованиями. На палеолитических стоянках обнаружены разнообразные скульптурные изображения животных и женщин — прародительниц рода, к которым принадлежат и так называемые палеолитические Венеры. Еще шире круг неолитических скульптурных памятников. Это обычно круглая скульптура, небольших размеров, которая вырезалась из мягких пород камня, из кости и дерева. Рельефы исполнялись на каменных пластинах и стенах пещер. Скульптура часто служила средством украшения утвари, орудий труда и охоты, использовалась в качестве амулетов. Хотя для первобытной скульптуры типична упрощенность форм, она нередко отличается остротой жизненных наблюдений и яркой пластической выразительностью. Дальнейшее развитие скульптура получила в период разложения первобытно-общинного строя, в связи с ростом разделения труда и технологическим прогрессом; ярчайшие памятники этого этапа — скифские золотые рельефы и терракотовые головы культуры Нок, типологически многообразная деревянная резная скульптура океанийцев. В искусстве рабовладельческого общества скульптура выделилась как особый род деятельности, имеющий специфические задачи и своих мастеров. Скульптура древневосточных государств, которая служила выражению всеобъемлющей идеи деспотизма, увековечению строгой общественной иерархии, прославлению власти богов и царей, заключала в себе имеющее объективную общечеловеческую ценность влечение к значительному и совершенному.