Войти в почту

Есть в Хабаровском крае своя сладкая столица

ИА «Хабаровский край сегодня» продолжает публикацию серии материалов к 82-летию Хабаровского края, который регион отметит 20 октября. Хабаровский край это не только большие города и крупные райцентры. За каждым населённым пунктом стоят уникальнейшие истории людей, стоявших у основания, тех, кто живёт и развивает его сейчас. Агентство уже рассказывало о нанайском Кондоне с тысячелетней историей, о самом северном в крае селе Новая Иня, которое веками переселенцы пытались сделать «хлебной житницей» Приохотья. Теперь предлагаем вам отправиться на юг региона и узнать о прошлом и настоящем одной из двух Дормидонтовок. Название посёлка в Вяземском районе Хабаровского края звучит как музыка: Дор-ми-дон-тов-ка, слышите: «до-ре-ми». Начало пьесы! Здесь, рядом с маленькой железнодорожной станцией, живут полторы тысячи человек и большинство из них знают историю, благодаря которой их малая Родина зовётся словно звенящие на стыках рельсы. В честь инженера-железнодорожника Вообще, Дормидонтовок в Вяземском районе две: один посёлок и железнодорожная станция и ещё одно село по соседству, всего в 8 километрах друг от друга. Не знающих об этом географическом казусе людей такое обстоятельство часто путает и иногда заставляет накрутить на машине лишние вёрсты, но всё же они рядом, так что особых неудобств не возникает. Кстати, первым было основано именно село: возникший в 30-х годах посёлок рабочих у станции назывался Дормидонтовка-Лесозавод, но вторая часть со временем «отвалилась». Свою историю «наша» Дормидонтовка, которая посёлок и столица фестиваля варенья, ведёт с 1897 года – с начала эксплуатации «чугунки». Сам населённый пункт был основан позднее, в эпоху Сталина, и пока неизвестно, какого числа и в каком именно из 12 месяцев нужно отмечать его день рождения. В 30-х годах здесь высадили ссыльных с задачей построить лесопилку и, наверное, в каком-нибудь архиве ждёт своего часа запись типа «24 августа на станции Дормидонтовка высажено 400 осуждённых по статье «измена Родине» и конвойные», но документ этот пока не найден. Зато точно известно другое: выпускник Петербургского института путей сообщения 1883 года Николай Фёдорович Дормидонтов после получения опыта на разных должностях на участках «чугунки» в Тюмени и Риге в числе первых инженеров прибыл на Дальний Восток на строительство новой ветки. С марта 1891 года он начальник участка на Южно-Уссурийской дороге в нынешнем Приморье. Закончив эту работу за три года, как писали «Приамурские ведомости», путеец, «не дав себе отдыха после тяжёлого труда, вновь, со свойственной ему неутомимой энергией, принялся за работу, а работа предстояла нелёгкая». Больше сотни километров, от самого Хабаровска до реки Пашенной, занимало его хозяйство - участок №9 Северо-Уссурийской дороги, самый тяжёлый отрезок будущей магистрали. «Утопая в снегу, в тяжёлой одежде, ослеплённые снегом, шли наши изыскатели день за днём всё дальше в девственную тайгу, где, может быть, и нога человеческая не ступала, - сообщает корреспондент «Приамурских ведомостей». – Случалось целыми сутками не есть, не пить и ночевать под открытым небом, при трескучем морозе. Не забудьте притом, что приходилось работать без географических карт, так как существующие были совершенно неверны и приходилось руководствоваться единственно своим соображением». Первые изыскания убедили инженера, что предлагаемый проектом маршрут железной дороги совершенно точно неправильный, его нужно перенести, что и было сделано. С прибрежной полосы Амурской протоки и реки Уссури трассу строят по незатопляемым в паводок местам, пусть и через сложный рельеф Хехцирского хребта. Прозорливость Николая Дормидонтова подтвердилась очень скоро. «Самые большие его заслуги заключаются в отлично им самим начатых и законченных изысканиях девятого участка, - пишет современник. – Не надо быть техником, чтобы оценить работу Дормидонтова, достаточно взглянуть на пологие, затопляемые на громадные расстояния берега Уссури, где были производимы первоначальные изыскания, и на те чудные возвышенные места, где проходит ныне линия железной дороги». 8 618 километров от Москвы Кирками, топорами и мотыгами, в ручных тачках и корзинах были подняты и перемещены два миллиона кубометров камня и грунта. Работа шла «на 100 верстах расстояния, в глухой непроходимой тайге, при постоянном преследовании комаров, мошек и оводов». «Отъехавши на несколько вёрст от Хабаровска, вы видите перед собой высокий хребет Хехцира, который смущает вас целый час, и вы недоумеваете, как вы его проедете, - пишет корреспондент «Приамурских ведомостей» в 1897 году, когда дорога была построена и сдана в эксплуатацию. – Вот к нему подъехали почти вплотную и направляетесь прямо на него, но через минуту вы оглянулись и видите хребет уже позади. Это Николай Дормидонтов провёз вас через ущелье между горными громадами. Отдельно стоит остановиться на Хорском мосту, расположенный на 9-м участке переход через реку длиной 342 метра рабочие под руководством Николая Фёдоровича возвели всего за 4 месяца! И если бы только инженерской работой отметился этот человек в Хабаровском крае: Дормидонтов и член Русского географического общества, и староста местного общественного собрания, участник и видный благотворитель комитета народных чтецов, учредитель пожарной дружины Хабаровска. Кто покажет переселенцам лучшее место для пашни? Кто выбьет у губернатора разрешение для казаков самим, без посредников-подрядчиков, заготовить лес для строительства?» «Один из инженеров, Н.Ф. Дормидонтов сегодня покидает Хабаровск, а затем и край, - с ощутимой грустью пишут «Приамурские ведомости». – Знал русский мужик в этих местах своего начальника Николая Фёдоровича, знал его как доброго, справедливого человека, который никому не отдаст в обиду, и не раз этот мужик, бывало, скажет: «Ничего я не боюсь, я знаю Николая Фёдоровича». А переселенцы – и они добром помянут, ибо он первый указал вполне удобные и прекрасные к поселению места, расположенные по реке Кия, и дал им работу». Инженера ждала новая трудная задача - строительство Кругобайкальской железной дороги, но за реальные заслуги на Дальнем Востоке оказался Николай Дормидонтов среди тех путейцев, кого особо отметило высокое начальство. «Ваше имя и имена инженеров-строителей навеки закреплены в названиях станций и будут чтиться подобно именам лиц, содействующих закреплению Амурского края за Россией» - цитата из телеграммы от генерала Гродекова начальнику строительства Уссурийской ЖД Оресту Вяземскому. Именно так изначально «Пашенная», что в 8 618 километров от Москвы, и стала Дормидонтовкой. Дормидонтовка-Лесозавод В 30-х годах прошлого века Советская власть ставит в посёлке лесопильный завод: сырьё сплавлялось с делян по речке Подхорёнок, брус и доски вывозились железной дорогой. Строители и они же первые рабочие предприятия – ссыльные, политические и уголовные. В предвоенном 1940 году это уже мощное производство с выпуском валовой продукции в 2,1 млн. рублей, через две пятилетки – в 10,7 млн. рублей. Продукция этого самого крупного в Вяземском районе лесокомбината поставлялась в республики Средней Азии и в отдельные периоды за рубеж - в Японию и даже в другое полушарие планеты, на Кубу. В октябре 1976 года Дормидонтовка оказалась на грани гибели – сильный лесной пожар подошёл вплотную к жилым домам, потом вспыхнул лесной склад, и огонь перекинулся на цеха завода. Очевидцы вспоминают, что пылающий фронт мощным ветром перебросило через пути железной дороги, и запылали частные дома. Выгорело две улицы, погибли 11 человек, и только силами местных жителей и помощи военных удалось отстоять от стихии другие жилые дома и административный центр – радиостанцию, Дом культуры, магазин и поселковый совет. Погорельцев разместили в школе и в ДК, на помощь пришёл край, и вскоре люди обживали новые квартиры и шли на работу на восстановленный комбинат. Кстати, одно время посёлок так и назывался – Дормидонтовка-Лесозавод. Близкой тайги в районе хватило примерно на 30 лет, после чего комбинат перешёл на привозную древесину, этот факт привёл к удорожанию продукции, что уже в 90-е годы привело к банкротству завода, бывшего градообразующим предприятием. Традицию продолжают уже новые лесопромышленники, хотя их объёмы и далеко не те, что полвека назад. А с 2011 года в Дормидонтовке началась «сладкая» жизнь: местная общественная организация «Исток» при поддержке местных властей организовала и провела первый фестиваль варенья - не просто развлечение, а ещё и заработок. Популярность мероприятия растёт с каждым проведённым праздником, продажи сладостей измеряются центнерами, и каждый участник старается на следующий год снова всех удивить. Конечно, тяжело в посёлке после закрытия лесозавода, и праздник варенья получился из желания хоть чуть-чуть и хоть чем-то, но помочь местным жителям. Фестиваль понемногу растёт, он признан одним из лучших проектов в области событийного туризма в России, и с каждым годом в Дормидонтовку съезжается всё больше сладкоежек. Чем не шутит судьба, глядишь, ещё немного, и этот небольшой, но приветливый населённый пункт обязательно станет настоящей столицей варенья Дальнего Востока.

Есть в Хабаровском крае своя сладкая столица
© Хабаровский край сегодня