Войти в почту

Разваливающийся первый ж\д вокзал Костромы: что же с ним делать?

В Костроме снова обсуждают судьбу старого железнодорожного вокзала на улице Московской. Интереснейший памятник, который мог бы украсить Заволжье, продолжает разваливаться. 6 сентября общественная организация «Мы» собрала круглый стол, где решали судьбу вокзала. Корреспондент KT Елизавета ВИШНЕВСКАЯ побывала там и рассказывает, почему здание продадут за 1 рубль, а на его месте может появиться очередная «Шестерочка». История вопроса: что это вообще за вокзал? Многие костромичи знают заброшенное здание в Заволжском районе на улице Московская, 29. Но не все знают, что это бывший железнодорожный вокзал – точнее, самый первый. Его построили в конце XIX века, когда в Кострому провели железную дорогу от Ярославля. Моста тогда не было, и до поездов костромичи добирались в Заволжье на пароме. В 1930-е годы мост построили и вокзал перенесли на площадь Широкова. Кстати, поэтому современный вокзал и называется «Кострома Новая». «Кострому старую» превратили в многоквартирный дом. О проблемах деревянного здания начали говорить еще в начале 2000-х годов — правда, в основном, о бедных людях, которые вынуждены там жить. 5 лет назад здание признали аварийным, жильцов расселили по другим домам, а бывший вокзал забросили. Здание совсем разваливается или как? Здание является памятником архитектуры, но выглядит ужасающе – заброшенное место привлекает лишь бездомных. Для жителей Заволжья это большая проблема – место стало рассадником асоциальных личностей, которые к тому же губят историческое здание. Например, в 2018 году неизвестные сняли крышу — из-за этого стены вымокли и чуть не разрушились окончательно. Администрация тогда решила законсервировать здание и выставить его на торги. Вход туда перекрыли, но весь мусор остался внутри. Кроме того, за дело решили взяться общественники – организация «Мы» получила 1,2 миллиона рублей из фонда президентских грантов. На эти средства с помощью волонтеров хотят убрать из здания мусор, а также сделать обмеры и фотофиксацию — это поможет при реставрации. Организаторы считают, что под завалами есть большой шанс найти старинные элементы интерьера. Добровольцы требуются до сих пор – желающие помочь могут связаться с представителями организации «Мы» по номеру 8 (4942) 46-73-46. Что делать со зданием сейчас? Сейчас есть несколько вариантов по поводу вокзала. Позиция администрации — найти инвестора по программе «Рубль за объект». В этом случае инвестор реально платит рубль. При этом здание нужно отреставрировать за 7 лет, иначе его вернут обратно муниципалитету без компенсации затрат. Если инвестор успеет отреставрировать здание, то в этом случае он сможет сделать там что угодно — продуктовый магазин, бар или прием стеклотары. Однако проблема не в том, что в здании могут сделать еще одну «Шестерочку», а в том, что, как показывает опыт, в Костроме очень мало желающих связываться с историческими зданиями. Это дорого, довольно сложно и потенциально скандально. А эксперты оценили минимальную стоимость реставрационных работ — от 20 миллионов рублей. Правда, как рассказали в ходе круглого стола, вроде бы инвесторы интересовались вокзалом и хотели даже выкупить одно крыло, а после передать его ДОСААФу. Там хотели сделать новый детский центр. Однако все затихло, когда началась эпидемия коронавируса. Второй вариант, который обсуждатся годами, передать помещение под крыло АО «РЖД». Тогда, возможно, там появился бы музей железной дороги. Такие примеры в России уже были — в Екатеринбурге из здания старого вокзала сделали музей истории свердловской железной дороги. Правда, не факт, что в РЖД заинтересуются. Прямо в центре заброшенного здания расположился антикварный магазин. Кроме того, у части старинного костромского вокзала есть собственник: здание разделено на 3 крыла — в средней части находится антикварный магазин. Его позиция пока не ясна. В общем, пока ясно только то, что здание надо хотя бы очистить от мусора. Многие жители Заволжья надеются, что вокзал все-таки удастся привести в порядок и сделать доступным для всех — в молодом микрорайоне практически нет памятников архитектуры, тем более XIX века.

Разваливающийся первый ж\д вокзал Костромы: что же с ним делать?
© Kostroma.Today