Войти в почту

Третья мировая война: как шведские ВВС пережили бы советское нападение (The National Interest, США)

Хотя непосредственно с Россией Швеция не граничит, эта скандинавская страна находится всего в 500 км от Калининграда — российского эксклава на Балтийском море, зажатого между Польшей и Литвой. Калининградский порт, самая западная точка России, зимой не замерзает, и благодаря этим двум географическим особенностям на бывшей территории Германии и расположилась штаб-квартира Балтийского флота России и две авиабазы. Сохраняя внеблоковый статус и не входя в НАТО, Швеция во времена холодной войны все же опасалась авианалета со стороны СССР. Стремясь сохранить свои ВВС в целости и сохранности в случае конфликта с Советским Союзом, Швеция разработала уникальную дислокацию сил, получившую название «Флюгбассюстем 90» (Flygbassystem 90). Вместо того, чтобы сосредоточить авиацию и наземные экипажи на небольшом количестве привычных авиабаз, Швеция, наоборот, рассредоточила свои ВВС по всей стране. Благодаря сочетанию разветвленной системы авиабаз и вспомогательной инфраструктуры вывести шведскую авиацию из строя одним авиаударом было невозможно. В долгосрочной перспективе Швеция ставила целью довести количество авиабаз по всей стране до 200. Везде и повсюду Каждая база «Флюгбассюстем 90» располагалась треугольником, чьи вершины приходились на три более короткие взлетно-посадочные полосы. Они соединялись между собой дорогами общего пользования с более длинной центральной взлетно-посадочной полосой посередине. Центральная ВПП, обычно около 2 000 метров длиной, была окружена инфраструктурой обеспечения полетов и считалась центром базы и ее основной посадочной площадкой. В случае удара по центру базы операции могли быстро развернуться на трех более коротких альтернативных взлетно-посадочных полосах. Шведские ВВС включили укороченные взлетно-посадочные полосы в систему дорог общего пользования, укрепив, а в некоторых случаях расширив участки дорог, чтобы они выдерживали взлет и посадку тяжелых самолетов. Кроме того, вдоль шоссе были оборудованы места стоянки с жестким покрытием и бетонированные площадки, где техника могла стоять длительное время, не увязая в земле. Стоянки и площадки вдоль шоссе были замаскированы под окружающий ландшафт и укомплектованы наземными бригадами. У них была связь с главной базой и возможность дозаправить и перевооружить самолет в полете. Неподалеку размещались маскировочные макеты, чтобы отвлечь на себя огонь атакующих советских самолетов. В совокупности один такой элемент «Флюгбассюстем 90» занимал большую территорию, был обширной целью и имел несколько километров пригодных для использования взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек, аккуратно замаскированных под систему дорог общего пользования. Секрет Saab: короткий взлет и посадка Рабочей лошадкой такой базы служил истребитель Saab Viggen, а в конце холодной войны — Gripen. У обоих одномоторных истребителей были дельтавидные крылья с встроенными дестабилизаторами. Эти конструктивные особенности обеспечивали обоим самолетам короткий взлет и посадку и позволяли взлетать с самых коротких ВПП. Планеры обоих самолетов также ценились за то, что не требуют особого технического обслуживания, а для неопытных наземных экипажей времен холодной войны это великое благо. Постскриптум Когда в 1990-х годах холодная война сошла на нет, бóльшая часть инфраструктуры «Флюгбассюстем 90» была закрыта или распродана, хотя в последние годы интерес к такой системе базирования возобновился. Российский реваншизм вызывает в скандинавских странах раздражение, а логика и целесообразность необычной шведской системы базирования снова кажутся актуальными. Возможно, в будущем появится более современный аналог «Флюгбассюстем 90» или ее продолжение. Калеб Ларсон — магистр государственной политики, специалист по безопасности США и России, европейской обороне, а также политике и культуре Германии.

Третья мировая война: как шведские ВВС пережили бы советское нападение (The National Interest, США)
© ИноСМИ