Войти в почту

Как авиаконструкторы на своих самолетах летали

Потому, что режимное предприятие. Потому, что не складывалось по времени. И всегда мне казалось, что не удастся донести до читателя самое интересное и значимое. Но, побывав в Демонстрационном центре ЦАГИ, понял, что на самом деле все зависит от рассказчика. Заместитель управляющего делами ФГУП «ЦАГИ» Екатерина Ростовцева, отвечающая за этот самый Демонстрационный центр, оказалась человеком, сумевшим рассказать обо всем очень интересно. – Екатерина, расскажите, почему все-таки не музей, а Демонстрационный центр? Ведь у вас много по-настоящему музейных экспонатов. – Дело в том, что музей – это все-таки по истории и древностям, а деятельность центра направлена на демонстрацию ключевых компетенций и достижений. Нам важно продемонстрировать, каким институт был изначально. Сам же центр был основан как научно-технический кабинет при институте еще в 1964 году. Непосредственно на территории Жуковского, то есть в этом помещении, он оказался в 2018-м году. И мы стараемся сохранить те экспонаты и компетенции, которые у нас есть. Изначально наша деятельность была направлена на профориентацию детей из школ Жуковского и Москвы. Нам всегда было важно продемонстрировать, что мы – колыбель авиационной науки. У нас ежегодно, начиная с сентября, проводились различные экскурсии для школьников, студентов профильных вузов. Сейчас из-за пандемии кое-что поменялось. Но Жуковский остался наукоградом, жизнь и судьба которого непосредственно связана с авиацией. И нашей задачей всегда было показать, по каким направлениям надо развиваться. ЦАГИ по сей день остается режимной организацией, а Демонстрационный центр – одна из немногих площадок института, открытая для посещения широкому кругу лиц. В те времена, когда Жуковский был закрытым городом, бытовала история про баню – не более чем вымышленный анекдот. Появился он вследствие того, что, с одной стороны, ЦАГИ был всенародно известен как кузница передовых технологий, а с другой стороны, любая подобная технология, по понятным соображениям, держалась в строжайшем секрете. Если дословно, он звучал так: «Однажды человеку необходимо было приехать в ЦАГИ. Объясняя дорогу, ему посоветовали доехать до платформы «Отдых» и поинтересоваться, как пройти в баню. Приехал он на место и спрашивает прохожего: «Как пройти в баню?». «А Вы ступайте до ЦАГИ, а там и до бани недалеко», – ответил тот». Еще раз подчеркну, что это не более, чем исторический анекдот. – Ваш Демонстрационный центр – настоящий кладезь занимательных историй. Расскажите наиболее интересные из них... – Постараюсь. К примеру, взять наш самолет Ту-144. При создании этого легендарного гражданского авиалайнера ЦАГИ было опробовано более 200 вариантов конфигурации крыла. Для получения данных о реальном поведении в воздухе самолета с оживальным крылом была подготовлена модификация истребителя МиГ-21 – самолет-аналог МиГ-21И. Испытания позволили детально изучить поведение летательного аппарата в воздухе – от посадочных до сверхзвуковых режимов, что существенно приблизило дату первого полета самого сверхзвукового пассажирского самолета. В музее воссоздана вся история советской программы «Энергия–Буран». Она еще раз доказывает то, что СССР построил и испытал воздушно-космический самолет «Буран» собственными силами – по сути мы можем говорить о создании летательного аппарата с нуля. И еще – пожалуй, кабинет академиков. Мы в нашем Демонстрационном центре ЦАГИ совершаем путешествие в различные эпохи. Нам ведь больше века. Есть интересная информация о кружке единомышленников – учеников Н.Е. Жуковского, которые собирались дома у своего учителя. Важную роль в сплочении этого коллектива играла дочь Николая Егоровича Елена. Это были уникальные люди с уникальным мышлением. В 1915 году Николай Егорович Жуковский (впоследствии – отец-основатель ЦАГИ) организовал теоретические курсы для летчиков. А в 30-х годах получилось с точностью до наоборот. Один из директоров института, Иван Федорович Петров – летчик первого класса, пилотировавший любой самолет в любое время дня и ночи, – организовал летные курсы для научных работников. Его «курсанты» приходили на аэродром ЛИИ, который тогда был структурным подразделением ЦАГИ, рано утром, за пару часов до начала рабочего дня, и с удовольствием летали, выполняя все упражнения, кроме посадки. Как-то эта история дошла до товарища Сталина. Согласно воспоминаниям И.Ф. Петрова, однажды Г.М. Маленков доложил вождю: «Знаете, что Петров там, в ЦАГИ, наделал? Отряд летный организовал. Летают наши самые большие ученые». «Ну и что?». «Убиться могут!». «Так они же авиацию создают. Пусть не делают такие самолеты, на которых убиться можно», – ответил Иосиф Виссарионович, и полеты продолжались. Андрей Князев. Фото: М. Мартынова.

Как авиаконструкторы на своих самолетах летали
© Мир новостей