Войти в почту

Марсианский ландшафт, воздушные коридоры и жаркое лето. Интервью с экологом Александром Водяником

Фото: Денис Яковлев, «КИ» Марсианский ландшафт, воздушные коридоры и жаркое лето. Интервью с экологом Александром Водяником При этом мало кто понимает, что это такое и как зеленые насаждения могут повлиять на комфортность городской среды. Об этом и многом другом «КИ» поговорили с советником мэра города по водно-зеленой инфраструктуре, членом Экспертного совета по формированию комфортной среды при Минстрое РФ Александром Водяником. Каркас — как слоеный пирог — Александр Рафатович, в нашем городе благоустраивается много скверов, аллей и бульваров. При этом вы не раз отмечали, что зеленой инфраструктуры, которая должна качественно изменить жизнь жителей, у нас еще нет. Почему? — Зеленый каркас развивается вместе с городом. Он был заложен в Краснодаре в 70-е годы XX века, но впоследствии это направление затормозилось. Это хорошо видно по городу. Не так уж и просто подобрать подходящие деревья, кустарники для каждого конкретного города, как кажется многим. Однако также важно, где их посадить и как за ними ухаживать. К примеру, если неправильно ухаживать за деревьями или кустарниками, они могут менять свою первоначальную функцию. Но зеленый каркас — это не только зеленые насаждения, это всего лишь вершина айсберга, если можно так выразиться. Зеленый каркас — это способ формирования градостроительных условий для комфортного проживания в городе с разработкой в пространственном и временном промежутке необходимых затрат. — Что это значит? — Наверняка вы не раз видели, прогуливаясь по скверу или бульвару, что вода скапливается на совершенно ровной, как утюг, поверхности. Почему так происходит? Причин может быть несколько. К примеру, из-за рельефа конкретной территории — могут протекать грунтовые воды. И как бы ни ровняли эту площадь, вода будет стекать по маршруту, заданному природой. То есть вода будет скапливаться в одном месте, а стекать все равно в другое, но уже по своей замысловатой траектории. Поэтому базовый слой зеленого каркаса — гидрофизический. Если посмотреть на город сверху, то можно увидеть сеть зеленых «рукавов»: реку Кубань, озера, пруды, водоемы. Плюс грунтовые воды. Поэтому зеленый каркас начинается с определения того, где в городе и вблизи него протекают реки, озера, пруды, водоемы, подземные, грунтовые воды. Словом все то, что характеризует рельеф города. — А какой второй слой? — Хочу подчеркнуть: озеленение — не только для того, чтобы было красиво и эстетично, а для того, чтобы в городе не было сквозняков, изнуряющего солнцепека и сверхвысоких температур. На помощь приходит физика. Простейший пример: там, где маленькое давление, туда стекается воздух, а не обратно, правильно? И вот это перемещение воздуха из области более высокого давления в область более низкого давления и есть ветер — второй слой зеленого каркаса. Более того, могу привести примеры в Краснодаре, где деревья и кустарники тормозят воздух, вплоть до его остановки. Поэтому ветровая карта города приобретает актуальность. — Каким образом? — Зеленые насаждения нужно не только правильно высаживать, но и правильно эксплуатировать. Только в этом случае они будут создавать комфортную среду. Ведь процесс озеленения — это работа не только с горизонтальным слоем поверхности, но и с градосферой, простирающейся над городом до ста метров в высоту. Возьмем улицу Атарбекова, где вдоль проезжей части растут большие туи. В свое время они создавали ветровой коридор. Сейчас они выросли, стали разваливаться в разные стороны и попросту перестали пропускать воздух, стали его блокиратором. И все потому, что неправильно ухаживают за туями. Ветер, ветер, ты не всегда могуч — А какой третий слой зеленого каркаса? — Застройка. Искусственный рельеф. Краснодар более-менее озеленен, но при этом он застроен. Он как бы заключен в кольцо. Только не в зеленое, как в Лондоне, а в бетонно-кирпичное кольцо. То есть получается, вместо того чтобы производить оздоравливающий эффект для города, чтобы обеспечивать его вентиляцию, это кольцо стоит баррикадой на пути воздушных потоков. Взять для примера 20-30-этажные здания, которые являются преградой для ветра. Вокруг этих зданий стала меняться градосфера, и такие места стали зоной высокой турбулентности. Воздух в городе нагревается, и создается далеко не здоровая ситуация. При этом Краснодар — один самых жарких в стране городов, это подтверждено московскими климатологами. Но город не просто жаркий, он сочетает в себе условия жары и влажности. И если мы говорим о том, что нужно каким-то образом мелиорировать или изменить к лучшему, то мы должны изучать инструменты городского масштаба, которые работают в этом направлении. — А какие городские скверы и бульвары вы назвали бы образцовыми в Краснодаре? — Возьмем для примера бульвар на улице Красной. Он настолько образцово озеленен, что хоть в учебниках размещай! Все сделано грамотно: и подбор пород, и учет влияния этих пород на данную территорию. На первом месте точно была не красота, а учет микроклиматических условий, формирование парковых бризов. Здесь по-настоящему комфортно. Комфортная температура, влажность. Даже ветер комфортный. — Где еще есть примеры правильного подхода к озеленению? — Это Южная Корея, города Северной Америки. Сингапур, Гонконг, Китай. Стремительными темпами развиваются в этом направлении Мадрид, Милан, Солоники… Да и Ростов еще в прошлом веке вполне соответствовал такому критерию. К примеру, западная сторона Нагибина всегда была широкой, и пирамидальные тополя, высаженные там, тоже не случайны — они создают аэрацию. Преобладающие в городе восточные ветра, сталкиваясь с этой преградой из деревьев, завихрялись, воздушные массы перемешивались, и вся улица отлично продувалась. Зеленый каркас — это не данность, это живой организм, который меняется вместе с городом. И если планируется какое-то развитие, например, строительство нового микрорайона — адекватные изменения должны вноситься и в каркас. Строительство без оглядки на последствия может в конечном итоге дорого обойтись. Единого рецепта нет — То есть девиз: «Посадим больше деревьев — станет лучше» не работает? — Нет, просто высаживать зеленые насаждения, не принимая в расчет особенности их функционирования, — бесполезное занятие. Между тем с помощью грамотно спланированной работы по развитию зеленого каркаса можно добиться потрясающих результатов, в том числе снизить среднегодовую температуру, не накрывая при этом город колпаком. Но чтобы этого добиться, необходимо сочетание многих факторов: это и научная база, и полевые исследования, и разработка программной платформы, которая будет все это обсчитывать. Если говорить о породах деревьев для Краснодара, то не существует единого рецепта для всего Краснодара. Это совокупность больших разнообразных территорий, к каждой из них необходимо подходить индивидуально, как я уже говорил, с учетом климатических и других условий. — Сколько примерно нужно времени, чтобы создать в Краснодаре зеленый каркас? — Минимум 10 лет. Это обусловлено темпами роста основных элементов каркаса — деревьев и наращиванием ими своего потенциала производства экосистемных услуг. Когда такие каркасы делали в Советском Союзе (а всего в России 15 городов, где он есть), то на его создание уходило около 15 лет. С точки зрения градостроительного проектирования растения — один из самых легкодоступных и натуральных фильтров воздуха и инструментов мелиорации микроклимата, и не только в городе. Поэтому, учитывая особенности Краснодара, нам очень нужен зеленый каркас. Как удержать воздух? На узких улицах, улицах-каньонах, окруженных высокими зданиями, предпочтительнее использовать живую изгородь. В пригородах воздух течет более свободно и риск попадания загрязняющих веществ меньше. Поэтому здесь эффективны как изгороди, так и деревья. Зеленые насаждения одного семейства или породы должны составлять от 5 до 10% растительности в городе.

Марсианский ландшафт, воздушные коридоры и жаркое лето. Интервью с экологом Александром Водяником
© Краснодарские известия