Войти в почту

Как изменилась Москва. Фотохроника

Фотохроника Москва – известная модница. Идет в ногу со временем и постоянно «переодевается». Многие столичные «наряды» 100-летней и даже 50-летней давности сегодня «вышли из моды» и сохранились только на фотоснимках. Александра Анисимова, куратор выставки «Москва Наума Грановского 1920 — 1980» в Центре фотографии им. братьев Люмьер: «Перед вами несколько работ, главная из них – это Храм Христа Спасителя, который был построен в 20-е годы, начало XX века, и это как раз то самое архитектурное здание, которое было в свое время снесено в силу политической ситуации, которая была тогда в СССР, и на его месте было решено изначально построить Дворец Советов, но на месте не построенного Дворца Советов возник бассейн «Москва». Бассейн «Москва» был тем самым местом, которое очень любили и москвичи, и гости столицы. Это был первый открытый плавательный бассейн настолько большой, действительно это был самый большой бассейн в СССР, и он долгое время пользовался популярностью. Это центр нашей столицы, станция метро «Кропоткинская». И эти работы интересны тем, что сегодня каждый из нас может видеть воссозданный Храм Христа Спасителя, который похож на своего предшественника, но, конечно же, является лишь его копией, которую пытались воссоздать в соответствии с оригиналом». Взорванный в 1931 году Храм Христа Спасителя и многие другие стертые с лица столицы здания сегодня «живут» на кино- и фотохронике. Ольга Бубнова, корреспондент: «Главный архитектурный фотограф Советского Союза» - так современники называли Наума Грановского. Он приехал в Москву в 1926 году. Верность столице фотограф хранил почти 60 лет. Какая же она - Москва Наума Грановского?» На выставке в Центре братьев Люмьер – около ста работ советского фотографа. В настоящее время музей - единственный владелец фонда Наума Грановского. Новую выставку в галерее решили выстроить по станциям Московского метрополитена, чтобы посетителям было проще ориентироваться: с «кольцевой» ветки пересаживаемся на фиолетовую, поднимаемся по эскалатору и выходим через наземный вестибюль станции «Баррикадная», который за полвека ничуть не изменился. А здание столичного аэровокзала на станции метро «Аэропорт» снесли в 2017 году. Постройка родом из 1960-х когда-то была гордостью Советского Союза, но со временем оказалась никому не нужной. Александра Анисимова, куратор выставки «Москва Наума Грановского 1920 — 1980» в Центре фотографии им. братьев Люмьер: «Это было то место, в которое люди из разных точек города добирались на автобусах (аэровокзал способствовал этим перемещениям), и дальше точно так же спокойно на автобусах из одной точки города можно было добраться до четырех аэропортов, которые тогда существовали. На самом деле это постройка архитектуры модернизма, что тут же навевает мысль о том, что это новая архитектура, архитектура 1960-х годов, уже по самой постройке, по линиям зданий, по открытости характера архитектуры, по прозрачным стеклянным стенам фасада мы понимаем, что эта архитектура была новой для своего периода». Благодаря снимкам Наума Грановского сохранилось в фотохронике и здание Центрального рынка на Цветном бульваре. В середине прошлого столетия это был главный рынок страны, в 1990-х его закрыли, а в 2010 году на месте бывшего «Центрального» открылся торговый центр «Цветной». Современные москвичи знают другой Центральный рынок – по соседству, на Рождественском бульваре. Его открыли в 2017 году. Сюда ходят в основном не за продуктами, а пообедать: на территории нового Центрального рынка десятки кафе и ресторанов. Страстная площадь за последние сто лет тоже сильно изменилась. Когда-то здесь стоял пятиглавый храм с позолоченными крестами – Страстной монастырь. Но в 1937 году советская власть старинный монастырь снесла. На его месте сейчас – памятник Александру Сергеевичу Пушкину и кинотеатр «Россия». А теперь – назад в 1960-е. В объективе Наума Грановского - знаменитая гостиница «Россия». Кроме номеров для гостей столицы здесь были концертный зал, кинотеатр, ресторан, магазины и библиотека, доступные всем жителям города. «Россию» демонтировали четыре года, начиная с 2006 года. Сейчас на месте легендарного советского отеля – парк «Зарядье». На его территории, кстати, тоже есть и рестораны, и концертный зал… Только интуристам негде остановится. В 2020 году российская столица отметила свой 873 день рождения. В честь праздника в городе появились новые арт-объекты. Правда, временные: спустя несколько дней работы современных дизайнеров и архитекторов их разобрали, и теперь они живут – как и многие «герои» снимков Грановского - только на фотографиях и видео. Ко Дню города на Пушкинской набережной в Парке Горького установили объемную картину по мотивам работы Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу». Оригинал хранится в столичной Третьяковской галерее. Кстати, знаменитых мишек на фоне пейзажа Шишкина написал друг художника - Константин Савицкий; ему Шишкин отдал одну четверть своего гонорара за картину – целую тысячу рублей (на наши деньги это примерно полмиллиона). В музее-заповеднике «Коломенское» на День города-2020 построили арт-объект «Большой Каменный мост». На 30-метровой скульптуре - архитектурная панорама Москвы XVII века (это эпоха Смутного времени, а затем – первых Романовых и Стрелецкого бунта). А в самом центре столицы – от площади Революции до Манежной – ко Дню города появились зеленые лаундж-зоны. Там москвичи и гости столицы отдыхали и фотографировались, в попытках удержать лето хотя бы на страницах соцсетей. Ольга Бубнова, Кирилл Пальмовский. ТВ БРИКС.

Как изменилась Москва. Фотохроника
© ТВ БРИКС