Войти в почту

Время синевы и кораблей: открывая Калининград. Фоторепортаж

В Калининграде уютно и красиво. Там гостеприимные люди, ощущение, что ты в Европе — и в то же время дома, и там есть, чем заняться, с какой бы программой не приехал, чисто отдохнуть или что-то посмотреть и узнать. Хочешь — лежи на белом пляже прибрежных городков Балтийска, Зеленограда, Светлогорска или других соседей по области. Хочешь — гуляй по городу, смотри на красивые здания, на необыкновенные деревья — когда-то давно была идея сделать весь город — ботаническим садом, поэтому из каких только частей света тут нет деревьев, даже модное нынче гингко есть. Можно заглянуть в зоопарк — кстати, в местном зоопарке нет сеток во многие метры вышиной и животные ближе, чем обычно. Кто-то, как цесарки, гуляет и вовсе на вольном выпасе. Музей Мирового океана пропускать просто нельзя. Это тот самый случай, когда за словом «музей» кроется не коллекция экспонатов за стеклом в гулких залах, а какое-то погружение в совершенно иную реальность. С интерактивом, возможностью побродить, потрогать, обрадоваться, испугаться, изумиться и так далее. Этот музей великолепен, и на его методичный обход можно смело выделять два-три дня, и не исчерпать за это время интерес к нему. Помимо нескольких зданий музея (в привычном понимании), он состоит из внушительного комплекса кораблей — которые ранее несли свою службу, а теперь рассказывают о научных и военных достижениях. Самое крупное в мире научно-исследовательское судно-музей «Витязь» встало на вечную стоянку в 1994 году, и тогда созданный на бумаге в 1990-м музей наконец смог принять первых посетителей. Спущенное в Германии в 1939 году судно «Марс» использовалось во время войны нацистами как транспортное, после войны его как репарацию получила Великобритания, а затем оно было передано СССР, где получило название «Экватор» и с 1946 по 1947 год возило грузы, пока не было перепрофилировано в научно-исследовательское судно Академии Наук СССР и получило своё нынешнее название «Витязь». Этот корабль совершил более 65 научных рейсов. Именно с его борта была измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине, оно участвовало в крупных международных проектах, на его борту побывали деятели политики, науки и культуры, включая легендарных Жака-Ива Кусто и Тура Хейердала. По завершении трудовой деятельности судьба его долго была неясной, но в конце концов, учитывая его выдающуюся исследовательскую карьеру, было решено его сохранить и сделать музеем. Где он и стал главным экспонатом. Через 14 лет после «Витязя» музей пополнился дизель-электрической подводной лодкой Б-413. Тут интересно всё: и лодка внутри, и посетители, выходящие из неё. Психологически для многих этот визит оказывается очень сложным, в подлодке действительно очень и очень тесно, и не каждый человек пройдет больше пары отсеков, даже если не страдает клаустрофобией. Но спуск в лодку того стоит, потому что эти впечатления точно останутся с вами навсегда. Неудивительно, что она многократно попадала в топ-10 музеев России по версии Tripadvisor. В ходе военной службы подводная лодка неоднократно совершала дальние походы в Атлантический океан и Средиземное море, а теперь принимает посетителей всех возрастов с тягой к открытиям и крепкими нервами. А еще через год, в 2001-м, в музее появился внушительный корабль «Космонавт Виктор Пацаев. Это единственное сохранившееся судно из состава «Звёздной флотилии», расформированной после распада Советского Союза. Как рассказывают в музее, судно чудом удалось спасти — и, право, это большая удача. Основными задачами судна, которое было построено в 1968-м в Ленинграде как лесовоз и через 10 лет перестроено в научно-исследовательский корабль, были приём и анализ телеметрических данных и обеспечение радиосвязи между космическими аппаратами и Центром управления полётами. Судно совершило 14 научно-исследовательских рейсов, во время которых работало с космическими аппаратами. «Космонавт Виктор Пацаев» — единственное в мире судно космической связи, имеющее на борту музейную экспозицию. Своё название корабль получил в честь лётчика-космонавта, Героя Советского союза, первого в мире астронома, который работал за пределами земной атмосферы. Виктор Пацаев трагически погиб при разгерметизации спускаемого аппарата во время посадки «Союза-11». Вплоть до 2017 года судно выполнял свои задачи, обеспечивая связь с Международной космической станцией. Уезжая из такого города, уже по пути в аэропорт подумываешь, когда можно будет вернуться. И понятно, почему, один раз побывав в Калининграде, будешь помнить его всегда.

Время синевы и кораблей: открывая Калининград. Фоторепортаж
© ИА Regnum