Романтика пиратства: высовывается пулемет и гасит по судну

РИА Новости Крым 20 сентября 2020
Фото: РИА Новости Крым
, 20 сен — РИА Новости , . Как работают пираты сегодня, сколько денег берут в  и за что, почему стало спокойнее в  и кто всем этим занимается, в интервью РИА Новости Крым рассказывает генеральный директор международной частной военной компании, капитан 3 ранга в отставке, Андрей Сомин (имя и фамилия изменены по соображениям безопасности). Он также предоставил РИА Новости Крым материалы и анализ проблемы в этом регионе.
"Выходили с ржавыми автоматами за 20 долларов"
— Как выглядит настоящее, не «киношное» пиратство в XXI веке? — Оно разное: сомалийское, нигерийское, азиатское (пираты Малаккского пролива). Тактика действий, приемы — все отличается, от мелкого воровства и грабежа проходящих судов в Малаккском проливе до серьезных захватов судов и заложников, хотя называется все одним словом — пиратство.
К примеру, сомалийское пиратство в Баб-эль-Мандебском проливе. С одной стороны, вроде можно понять сомалийцев. Страну разграбили, начали ходить иностранные суда, вылавливать рыбу в территориальных водах, рыбакам не на что было жить. Они решили отомстить: вышли в море, начали делать захваты, зарабатывать…
Пираты потребовали выкуп за захваченных у берегов Африки российских моряков>>
А на самом деле все намного проще и прозаичнее: захват судна, выкуп, чистая коммерция. Почти никогда это не использовалось как средство политической борьбы.
В течение пяти лет мы сопровождали суда и своими глазами видели, как происходят захваты и как производятся торги и выкупы захваченных судов. Видели, как растет профессионализм пиратов, знали, что их обучали иностранные инструктора, в том числе и британские.
Мы анализировали действия, начинали применять контрмеры, проходит время — и ты видишь, что и пираты под эту тактику уже подстраиваются. Менялась не только тактика действий пиратов. Менялись и технические средства, которые они использовали, и регионы действия, и удаленность от пунктов базирования и побережья.
Первые захваты происходили вблизи территориальных вод Сомали, и в Баб-эль-Манде́бском проливе. Позже использование судов с хорошей мореходностью и пятью-шестью скоростными скифами на буксире позволяло уходить от побережья Сомали на 800-900 миль и атаковать гражданские суда даже в Персидском заливе и у побережья , , Индии! Были случаи применения пиратскими группировками специальных комплексов постановки радиопомех для отключения радио— и спутниковой связи кораблей-жертв.
Могу сказать, что один такой комплекс активного подавления радиосвязи стоит сотни тысяч долларов. Откуда они у вчерашних безграмотных рыбаков и селян? Кто научил их пользоваться современными навигационными станциями? Были, конечно, и громкие захваты, и миллионные выкупы, многие на этом хорошо заработали…
— Суда не охраняли? — Тогда еще не было военных конвоев, суда шли не вооруженные. Пираты выходили с ржавыми автоматами, которые можно было купить за 20 долларов, захватывали и прятали на побережье Сомали. Помните, были громкие захваты? «Маерск Алабама», американское судно, танкер «Гемини», контейнеровоз «Аль Бедо», украинская «Фаина» и прочие суда разных флагов…
Потом начали применять меры, ставить технические системы, антипиратские заграждения. Даже колючую проволоку! Которую пираты быстро научились срывать, используя простую кошку и ведро на веревке. Многие компании хорошо заработали на производстве этих «заграждений» и различных инженерных противопиратских решениях…
Так команды защищают свои суда от пиратского абордажа
Даже военные конвои не могли спасти ситуацию. Любая государственная машина очень долго раскручивается: нужно своевременно подать заявку, выстроить конвой, ждать, когда все подтянутся, соблюдать среднюю скорость движения судов в караване, при этом не подпасть под штафные санкции и рекламации за задержку груза. Да и возможность маневрирования и выполнения противопиратских мер при следовании в конвое крайне ограничена. Суда разные, загрузка разная, маневренность разная. И реагировать на быстроходные пиратские скифы не было никакой возможности.
В итоге, самой эффективной оказалась вооруженная охрана частных военных компаний. За всю историю — с 2010 по 2018 год — ни одного захвата судов, которые следовали с вооруженной охраной ЧВК, не было. Попытки были, но захватов не было.
И второй момент — в такой обстановке все время сохранялась угроза судоходству, особенно для танкеров, нефтеперевозчиков, бензовозов, газовозов. В итоге, Саудовская Аравия на деньги саудовского принца направила инструкторов, закупила катера, сформировала экипажи береговой охраны, вооружили и профинансировали новые подразделения погранохраны, и банды пиратов прищучили. Весомый вклад внесли и морские силы стран типа Китая, которые с пиратами принципиально не вели никаких переговоров. Банально топили их вместе с судами и жестко освобождали заложников, невзирая на возможные жертвы. И уже с 2018 года у побережья Сомали стало намного спокойнее, хотя иногда инциденты все же случаются.
Транспортное судно
"Они переоделись и пошли пиратствовать"
— А Нигерия, о которой говорил участник печальных событий? — Гвинейский залив продолжает быть актуальным. Там абсолютно другой подход, буквально на днях пираты захватили судно-рефрижератор, где было семь граждан России. Двоих захватили, остальные спрятались в цитадели. Так на кораблях называются специальные помещения, куда прячутся в случае нападения члены экипажа судна.
На захваченном у берегов Нигерии танкере было 7 россиян — посольство>>
Там пираты разделены на определенные группы. Допустим, в территориальных водах морское пиратство — это, как правило, бывшие, а то и действующие пограничники, военнослужащие. Скажем, сегодня они на службе, а завтра им не заплатили зарплату, они переоделись и пошли пиратствовать. И все, кто туда ходит, знают, кто где «бомбит». У меня знакомый восемь лет ходит в Нигерию, так он говорит: «Я всех пиратов в лицо уже знаю».
Там есть место, называется Чарли буй. Все моряки знают его. Это точка, где собираются суда, которые планируется в этот день заводить к причалу или на бункеровку в Лагос, Харкорт через территориальные воды Нигерии. С утра там собирается 20-30 судов — рефрижераторы, танкеры и т.д., — которые надо провести. Собрались. Сначала подходит пиратское судно, забирает часы, компьютеры, бинокли, сливает нефть, выносит корабельную кассу. Кто не соглашается — по ним стреляют. Отходят.
После чего тут же подходит пограничный катер или береговая охрана и сопровождают в порт. Пограничникам надо еще заплатить порядка семи тысяч долларов за сопровождение. Потому что они очень хитро сделали: законом запрещен вход вооруженной охраны в территориальные воды Нигерии. До границы территориальных вод можно — дальше охрана может остаться, но без оружия. Очень хорошие деньги они на всем этом имеют…
Кстати, суда нигерийцы никогда не захватывали. Потому что потом их надо куда-то завести и держать под арестом. В Нигерии таких возможностей нет, в отличие от Сомали, где побережье такое, что где хочешь — там и прячь. Только ценности, нефть и живой товар — гражданских моряков.
— Поэтому тактика — унести все что можно? — Унести, скачать топливо. Да, грабеж и мародерка.
В Малаккском проливе третья тактика. Там подъезжают на рыболовных суденышках, быстро, как обезьяны, забираются на палубу, хватают все, что можно быстро забрать. Они не работают ни с автоматами, ни с гранатометами, просто забираются с мачете и убегают.
Тройной оклад за заход
…Когда идешь по дельте Нигера к нефтяному плавучему или береговому терминалу, 150 метров вправо-влево до берега — из джунглей высовывается крупнокалиберный пулемет и гасит по судну. Судно останавливается, с лодок на танкер быстро перебрасываются гофротрубы и скачивают нефть. Завтра эту нефть вам же и предложат купить.
Реальная история заложника пиратов: мы месяц бродили по джунглям>>
— Почему компании идут на это, если такие риски и расходы? — Там нефть очень дешевая…
— А экипажи почему соглашаются на такой риск? — Если ты заходишь в Гвинейский залив — Гвинея, Того, Гана, Нигерия, Камерун — экипажу идет тройной оклад. Люди соглашаются.
— Если выживешь — получишь… — Да. Так что нет никакой романтики в пиратстве. Это просто бизнес, разбой и грабеж.
Статья 100 морского права ООН от 1982 г. требует от всех государств борьбы с пиратством. Ежегодный ущерб от пиратства мировой экономике составляет около 15 млрд евро
Комментарии
Другое , Суд ООН , Валерий Волков , ООН , РИА Новости , Нигерия , Оман , Пакистан , Республика Крым , Симферополь , Сокотра , Сомали
Читайте также
Появилось видео с Навальным в кафе аэропорта
Лукашенко отреагировал на проблемы с водой в Минске
Последние новости
В Госдуме решительно ответили на слова Эрдогана о Крыме
Какой сегодня праздник: 29 октября
Познер заявил о "моральном обязательстве" России перед крымчанами