Войти в почту

Махар Вазиев: «Не думаю, что сейчас много трупп в мире, которые могут реализовать настолько насыщенный сезон, как в Большом»

Большой театр открыл новый сезон внеплановой премьерой «Четыре персонажа в поисках сюжета». Это серия одноактных балетов зарубежных молодых хореографов: «Девятый Вал» Брайана Ариеса, «Всего лишь» Симоне Валастро, «Угасание» Димо Милева и «Тишина» Мартина Шекса. В постановке заняты ведущие артисты труппы — Светлана Захарова, Екатерина Крысанова, Артемий Беляков, Владислав Лантратов. Об этой премьере и о том, как шла подготовка к ней, рассказал руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев. Вы открыли новый сезон в Большом премьерной постановкой «Четыре персонажа в поисках сюжета». Как и когда родилась идея этой постановки? Махар Вазиев: Это все происходило на волне пандемии, когда мы все оказались в изоляции. Многие моменты в жизни мы стали пересматривать. В принципе, в таких сложных ситуациях люди вынужденно или нет обращаются к тому, чем они занимались и что они делали. Первое: было важно, чтобы все были здоровы — банально звучит, но ценности не меняются. А дальше, поскольку наша специфика, я имею в виду артистов балета, достаточно уязвима, нам были необходимы условия, чтобы хотя бы минимально поддерживать форму. Мы не знали, сколько все это будет длиться и было, конечно, очень тревожно. Встал вопрос, что делать дальше, как поддержать актеров, дать им силу, импульс. Мы очень часто перезванивались с Олегом Владимировичем Дерипаской и Роман Аркадьевич Абрамович нас тоже очень поддерживал в этом смысле: делал нам предложения, чтобы труппа имела возможность поддерживать свою форму. Ведь потеря четырех месяцев для артистов балета — это огромные сроки и их мы вряд ли компенсируем. Да, мы возвратились к форме, но тот период мы упустили. Олег Владимирович как-то в разговоре сказал, что надо же что-то делать и я ответил, что да, надо, но пока непонятно, что. И на каком-то этапе мы подумали, что в мире многие труппы до сегодняшнего момента еще не работают. Поэтому мы решили обратиться к нашим друзьям и выяснить, кто свободен в данный момент. Я попросил, чтобы мне прислали список молодых хореографов, которые сейчас ничего не делают. Мне прислали восемь-девять хореографов и их работы, и я начал все это отсматривать. Выбрал четверых и дальше Олегу Владимировичу сказал, что выбрать-то я их выбрал, но не представляю, что и как мы с ними может сделать. Он ответил: «если надо — сделаем». Не только финансовыми средствами он нам тогда помог, но и обеспечил организационную сторону их приезда, согласования с Роспотребнадзором, с МИДом. Нам также очень помогла Татьяна Алексеевна Голикова. Все это было в рамках соблюдения всех рекомендаций Роспотребнадзора. Олег Владимирович просто сделал то, что я даже не мог себе представить, все эти хореографы прилетели в Москву. У нас кстати, был отпускной период в момент, когда они прилетели. А когда это случилось? Махар Вазиев: Они пришли в театр 14 июля. Они прилетели раньше, потому что проходили тесты несколько раз. Часть артистов, с которыми я лично разговаривал по телефону, предложив им начать новые работы, откликнулись очень эмоционально, с большим желанием. Мне после премьеры позвонила Светлана Захарова — наша всемирно известная звезда и поблагодарила за то, что мы их всех так объединили. Она говорит, «мы даже не представляли, как бы мы вышли обратно после отпуска и постепенно начали бы готовиться к текущему репертуару. Это было бы очень долго. А те работы, которые вы организовали, нас настолько объединили и дали нам такую силу. Мы увлеклись и забыли о том, что было в прошлом». Сам факт, что мы открыли сезон четырьмя новыми мировыми премьерами — это, конечно, огромное счастье. Но еще большее удовольствие и радость заключаются в том, что в тяжелейшей ситуации мы этими работами дали актерам силу энергию и надежду. Может быть, вы уже запланировали вместе с Олегом Дерипаской что-то на будущее — ближайшее или не очень ? Махар Вазиев: Вы хотите, чтобы я вам все секреты рассказал? Мы запланировали, но мне кажется, что сейчас преждевременно об этом говорить. Если возвращаться к постановке «Четыре персонажа в поисках сюжета», то как вы отбирали артистов для этого спектакля? Махар Вазиев: Артистов отбирали хореографы и никакого нажима с моей стороны на них не было. Когда речь идет о новой работе, а тем более о современной работе, я всегда достаточно корректно себя виду, понимая общую задачу и даю возможность именно хореографу найти небольшую группу артистов, с которыми он пришел к общему художественному знаменателю. Мы начали подготовку в тот период, когда сезон еще не начался. В разгаре сезона это делать гораздо сложнее, потому что когда мы обеспечиваем репертуар на двух сценах — это трудоемкая работа. В этом смысле период подготовки четырех новых работ был счастливым и для хореографов, и для артистов, потому что кроме этих работы они не были заняты ни в чем. А в чем новаторство этой необычной постановки? Махар Вазиев: Новаторство в этом смысле я бы применил к самой организации работы в этот период. Я не представляю вообще, оглядываясь назад, как нам все это удалось. Что касается самого вечера, то давайте откровенно: я что-то не помню, чтобы в театре показывали вечер современной хореографии сразу с четырьмя новыми работами, с четырьмя хореографами. Во всяком случае, в России. И за последние 30-40 лет я не знаю, чтобы на сцене Большого театра прошел вечер современной хореографии с западными хореографами в таком формате. Как же все-таки проходили репетиции в условиях пандемии? Махар Вазиев: Естественно, мы перестраховывались насколько это было в наших силах. Вначале, когда артисты возвратились в театр после такого напряженного периода, была тревожность. И даже сегодня я не могу сказать, что мы уверенны и расслабились: нет, конечно. Мы стараемся максимально напоминать всем о соблюдении правил. Вот эти четыре хореографа, которые участвовали в постановке, планируете ли вы с ними продолжать сотрудничество? Махар Вазиев: С некоторыми мы будем заключать контракты на следующие работы, так что это не разовая акция. Также я могу сказать, что тот вечер, который мы сейчас показали, состоится еще в начале декабря, в конце января: я уже это поставил в репертуар. Мы уже выпустили четыре новые работы. В декабре мы выпускаем три новые работы, которые, правда, мы должны были выпустить в марте. Дальше весной мы выпускаем новый двухактный балет и завершаем сезон совершенно новым балетом «Чайка», тоже двухактным в четырех картинах. Я не думаю, что сейчас много трупп в мире, которые могут похвалиться или просто реализовать подобный сезон. При этом мы должны помнить, что у нас две сцены, и мы обеспечиваем их своими спектаклями — и оперными, и балетными. Это колоссальная работа и я считаю, что сезон наш предстоящий будет очень насыщенным. Мне кажется, что этот сезон можно было бы даже распределить на три-четыре сезона.

Махар Вазиев: «Не думаю, что сейчас много трупп в мире, которые могут реализовать настолько насыщенный сезон, как в Большом»
© BFM.RU