Войти в почту

Российская креативная неделя объединила 14 творческих отрасли

Фестиваль нового формата. В Москве прошла Российская креативная неделя. На территории столичного Парка Горького площадки фестиваля заняли порядка 10 тысяч квадратных метров. В программе – 600 мероприятий, в которых приняли участие представители 14 креативных отраслей. Кино, телевидение, литература, IT, архитектура и другие творческие специальности: пока только российскому фестивалю удалось охватить настолько широкий диапазон креативных индустрий. Полина Кузавлева, руководитель департамента спецпроектов и консалтинга Universal University: «Это целый пакет секторов экономики начиная от музыкальной индустрии, индустрии архитектуры, дизайна, медиа, компьютерных игр и так далее. Их объединяет то, что главную добавленную стоимость там производит человек. Это продукт творческого порыва человека, и он создает, собственно, всю ценность продукта». Сегодня креативная индустрия растет быстрее, чем любой другой сектор экономики: главная причина – её экспортоориентированность (например, музыку или визуальный контент без проблем продают и «поставляют» иностранному потребителю даже при закрытых границах). Самые востребованные профессии сейчас – моушен дизайнер, 3d-моделлер, дизайнер виртуальных миров в компьютерных играх. По статистике, специалисты, занятые в креативной индустрии, получают на 20 процентов больше средней заработной платы по России. Марина Абрамова, директор «Российской креативной недели» и ФГБУ «Роскультцентр»: «Последнее время мы настолько ушли в цифру, мы стали очень часто обсуждать вопросы цифровизации, диджитализации, но забыли о человеке. Креатив – это творчество. Там, где возникает авторское право, там возникает креативная индустрия. Поэтому возврат к креативу, возврат к творчеству человека – это очень правильно и своевременно. По-другому быть и не могло. И это на самом деле сейчас новая нефть. Недаром ООН объявила 2021 год годом креативной экономики. Так что мы в тренде». На фестивале обсудили основные проблемы творческой сферы: вопрос авторского права и необходимость единого федерального закона по креативной индустрии. Но главная задача сейчас – объединиться. Специалистам нужна площадка для совместной работы по созданию продукта, который нужен всему миру. Елена Маринина, директор социальной платформы Фонда Росконгресс – Инносоциум, креативный директор «Российской креативной недели»: «Основная задача нашего фестиваля – это инициация диалогов, создание той экосистемы, когда представители разных направлений креативного бизнеса смогут вступить в диалог и найти симбиозы, стилизации, сочетания творческого бизнеса из разных направлений». Пандемия дала сфере креатива мощный импульс: началось развитие технологического искусства, появились новые бизнес-модели; многие сферы (например, ивент) частично или полностью ушли в онлайн. Креативная индустрия – это фокус на инновации: как технологические, так и интеллектуальные. На их стыке рождается цифровое искусство. На фестивале российская лаборатория интерактивного дизайна представила свои разработки - проекты на базе алгоритмов компьютерного зрения, сенсоров и камер. Ксения Ляшенко, сооснователь и продюсер студии Kuflex: «Мы создаем такие цифровые, волшебные миры, которые могут взаимодействовать с человеком. Это одна из самых наших известных работ, она называется «Квантовое пространство» (пространство – потому что мы можем масштабировать эту программу и создавать даже огромные, что называется, иммерсивные пространства). Сам принцип довольно простой для зрителя: каждый может ощутить себя частью этой инсталляции, для этого нужно совершать любые действия, любое движение перед экраном». Сенсоры и камеры отслеживают движение человека, происходит захват силуэта, и в результате вы можете увидеть себя в цифровом мире. Также на Российской креативной неделе представили новый музыкальный проект: Digital Orchestra by Golikov. Дирижеру из Петербурга, Михаилу Голикову, во время пандемии удалось на одной площадке объединить исполнителей из ведущих оркестров России. Михаил Голиков, дирижер, основатель проекта Digital Orchestra by Golikov: «Я очень рад, что нам удалось поприсутствовать на этой Креативной неделе, и самое главное: я очень рад, что интерес к проекту Digital Orchestra возник в таком, достаточно широком смысле этого слова, потому что, мне кажется, именно креативность нашего проекта и будет помогать ему в дальнейшем развиваться. Это здорово, что именно Москва стала по-настоящему застрельщиком такого проекта». Москва сегодня – одна из мировых выставочных столиц. 19% экономики города составляет креативная индустрия. Но в мегаполисах творческая сфера развита больше, чем в областях. И это – одна из основных проблем современной России: молодежь переезжает в крупные города вместо того, чтобы оставаться в родных городах и создавать там новые точки роста. Только в течение последних 20 лет в регионах идет процесс формирования культурной и креативной инфраструктуры. Причина тому – не столько желаемый процесс улучшения качества жизни, сколько банальное развитие средств связи. Плюс - огромный экономический потенциал российского креативного сообщества. Российская креативная неделя успешно прошла онлайн и оффлайн. «Благодарить» за это надо коронавирусный опыт. По словам организаторов, теперь международный фестиваль должен стать ежегодным событием. Потому что – как сказала на одном из заседаний журналист и общественный деятель Тина Канделаки – «все может закончиться, а человеческий креатив остановить невозможно». Ольга Бубнова, Александр Ермолаев, Александр Слободин. ТВ БРИКС.

Российская креативная неделя объединила 14 творческих отрасли
© ТВ БРИКС