Войти в почту

Музеи мира: новая реальность онлайн и офлайн

Пандемия для жителей Земли стала не только серьезным испытанием, но и катализатором свежих идей и форматов. О том, как в эпоху COVID-19 трансформировалась культура, говорили на онлайн-конференции «Музеи мира: новая реальность онлайн и офлайн». На встрече представители ведущих мировых собраний отметили, что уже полгода переживают разрушение своего привычного режима. Новая реальность поставила музеи перед необходимостью внедрять современные формы работы и привлекать широкую интернет-аудиторию. Так появились неожиданные программы сотрудничества, например, с кинотеатрами: проект «Искусство онлайн» - это виртуальные прогулки по выставкам и галереям. Алена Винокурова, куратор культурных проектов российского онлайн-кинотеатра: «Изначально музеи не совсем верили в то, что нашим зрителям может быть интересен такой контент. Но как только мы запустились и посмотрели спрос, оказалось, что существует огромный отложенный спрос на культурный контент. То есть людям изначально хотелось бы приобщаться к прекрасному, и как только у них получилось выделить под это время, как только появился интересный формат, зрители с удовольствием начали смотреть». Онлайн-кинотеатры стали новой образовательной площадкой. А музеи перешли из привычной реальности в виртуальную. Сейчас галереи постепенно возвращаются к жизни в оффлайн. Однако посетители за время культурного карантина уже привыкли гулять по нашему «Эрмитажу», итальянской «Уффици» или испанскому музею «Прадо» без очередей и толп туристов. Экскурсии в 4К пользователей избаловали. Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина: «Мне кажется, что этот зритель уже привык к нам вот в таком виде. И очень рад этому. И вообще не стремится испытать те мощные впечатления, которые дает живое искусство, потому что это очень комфортно делать дома, и мы всё стараемся делать для того, чтобы дома было комфортно и интересно, и содержательно, и впечатления, и художественно… Правда, все мы очень стараемся, чтобы это было так. И самое важное, и, может быть, даже грустное, что нам это удается». Пандемия показала, что спрос на виртуальные культурные проекты достаточно высок. Однако сотрудники музеев опасаются, что новый зритель останется вне физического музея. Безусловно, культура должна идти в ногу со временем, но какова цена этого «похода»? Большинство проектов во время карантина были бесплатными, и сейчас музеям надо компенсировать потери. Поэтому многие посетители ждут подорожания билетов. Но в любом случае сохранятся – не без помощи меценатов и благотворителей - привычные льготы. Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Вся система того, как сделать роскошь доступной для всех, она должна тоже финансироваться. При этом очень важна психологическая часть. Нужно понимать, что это роскошь. Вот когда тебе дают бесплатный билет – это не право, данное от рождения. Я знаю, многие будут со мной спорить. Грязи на меня по этому поводу льется много. Но это не право, данное от рождения. Это музей с вами делится, музей нарушает, музей рискует, пуская посетителей для того, чтобы люди могли приобщиться. У нас страны делятся в мире: вот в англосаксонских это хорошо понимают, чуть поюжнее это понимают хуже». И сотрудникам музеев, и посетителям нужно время, чтобы привыкнуть к новой реальности, а, главное, найти баланс между виртуальным миром и реальным. Ольга Бубнова, Елена Башкова. ТВ БРИКС.

Музеи мира: новая реальность онлайн и офлайн
© ТВ БРИКС