Войти в почту

ИСКУССТВО ПОБЕЖДАТЬ

Сегодня мы поговорим с баянисткой из Санкт-Петербурга, которая своим трудом и талантом добилась международного признания. Это Алевтина Никитина. Алевтину можно назвать легендой Питерской консерватории. Она была единственным за всю историю учебного заведения человеком, который с первого по пятый курс учился на «отлично». В её репертуаре много различных произведений. Основное же внимание со стороны исполнительницы уделяется эстрадной музыке прошлого века, произведениям немецких классиков и современных композиторов. В последнее время Алевтина Никитина играет совместно с виолончелисткой Натальей Назаровой. В этой связи у дуэта широко развито симфоническое направление. Мы записали с Алевтиной большое интервью, которое будет состоять из двух частей. Первая – знакомство исполнительницы с баяном и её начальное профессиональное становление. Вторая же часть будет посвящена учёбе в консерватории и концертно-конкурсной деятельности. В начале интервью стоит оговориться, что нас с Алевтиной связывает многолетняя дружба, которой предшествовало случайное знакомство. Поэтому подобное формальное общение оправдано. — Алевтина, ты начала принимать участие в различных конкурсах с музыкальной школы. Как менялось со временем твоё восприятие, когда ты понимала, что уже не просто играешь для себя, как любитель, но добилась определённых успехов? — Поначалу многое зависит от преподавателя, от его весомого слова. Когда говорят, что у тебя получается, что ты можешь, то от этого появляется вера в себя. Поэтому я начала выступать на конкурсах. Сначала на городских, затем на региональных и областных, а впоследствии Всероссийских и Международных. Конкурс это не этап, на котором ты обязательно должен победить, но определённая ступень твоего развития, позволяющая тебе двигаться вперёд. — Выпускной класс музыкальной школы, надо думать, что дальше делать? Как появилась идея продолжать своё музыкальное образование? — Вопрос «куда идти?» особо не стоял. Я уже знала, что буду поступать в музучилище, но надо было определиться с городом. Псков, где я родилась и училась, к сожалению, не давал возможности для реализации себя. Отделение народных инструментов к моменту моего поступления постепенно разваливалось. Преподаватели начали уходить. Причиной этому политика государства, которая не даёт возможности провинциальной культуре развиваться. Поэтому многие хорошие педагоги, к которым в том числе я собиралась поступать ещё за два года до своего выпуска, уволились. В связи вопрос «куда поступать» стоял очень остро. Но пришли к выводу, что надо ехать в Санкт-Петербург. — А с кем-то из Питерских преподавателей общалась по этому поводу или ехала поступать экспромтом? — За год до поступления я участвовала в Андреевском конкурсе, там меня заметил один преподаватель, к которому я впоследствии и стала поступать. — Как проходил твой профессиональный рост? Сложно ли было осваиваться или всё сразу получалось? — Здесь стоит заметить, что я приехала одна, без родителей в чужой город, в 15 лет, рассказывает Алевтина. Много времени уходило на учёбу, так как была большая программа, приходилось много заниматься. В училище к тебе относятся уже не как к школьнику, а как к студенту, получающему профессиональное образование. Поэтому никаких поблажек не делали. Кроме специальности были и другие предметы, на которые нужно было уделять внимание. Например, сольфеджио, гармония, фортепиано. Мой переходный период длился год. В добавлении к этому я ещё жила в общежитии консерватории, где ребята минимум на 5 лет старше меня. Тем не менее, нужно было как-то коммуницироваться, решать бытовые проблемы. Кто-то справляется, кто-то нет, но в целом это очень хорошая школа жизни. Здесь стоит отметить, что одной из особенностей музыкальных общежитий является практически непрерывно звучащая музыка. На всех этажах, в ваннах, в туалетах постоянно кто-то играет. Это связано с тем, что свободных классов в консерватории постоянно не хватает, а репетировать как-то надо. Несмотря на это удивительным образом никто никому не мешал. — Как на тебя влияла непрерывная череда различных конкурсов, концертов? Подстёгивало ли это тебя к тому, что надо больше заниматься, учить новую программу, ведь на каждом конкурсе ты должна была играть новые произведения? — Безусловно. Хотя в настоящее время политика немного изменилась, теперь стали лояльно смотреть на то, что у тебя уже программа обыграна, но, тем не менее, надо обязательно учить что-то новое. Пополнять свой репертуар, слушать, как другие играют. Это вдохновляет. — Большой ли репертуар осваивался за год? Потому что от экзамена к экзамену тебе надо показать три новых произведения, но между тем шла нескончаемая череда различных конкурсов, концертов, к которым так же нужно было готовиться. — Большой. Некоторые сочинения я разбирала для себя, которые мне больше понравились. Иногда понимала, что ещё не готова играть то или иное произведение технически или музыкально. Что-то наоборот, училось быстро и это очень радовало. Порой просто занимаешься чтением с листа. А как реагировал твой педагог по специальности, когда ты выражала желание сыграть какое-то произведение, которое тебе понравилось? Шёл навстречу или нет? — Иногда шёл, иногда нет, но твоя самостоятельная работа всё равно учитывалась. За неё так же выставлялась оценка. — Как правило, первый год обучения более щадящий, чем другие. На старших курсах добавляются новые предметы, и возрастает твоя ответственность. В частности, на втором курсе у тебя появилась гармония – музыкальный предмет, с помощью которого понимаешь, как строится мелодия. Насколько сложной гармония была для тебя? — Поначалу было сложно, но потом стало проще. Мне нравилось решать различные гармонические задачи, делать модуляции, играть. Это мне давалось легче, чем сольфеджио, с которым были определённые трудности. А с гармонией было интересно. Далее у Алевтины будет ещё череда различных конкурсов, выпуск из колледжа, поступление в консерваторию, новый репертуар. Также знаменательными событиями творческой биографии Алевтины является Первый Всероссийский конкурс, где она заняла третье место и работа в Китае. Обо всём этом в следующей части нашего интервью.

ИСКУССТВО ПОБЕЖДАТЬ
© CBS MEDIA