Войти в почту

Чем хуже чтиво, тем более оно популярно у публики

Москвичи все чаще интересуются приобретением книг: по данным площадки частных объявлений «Авито», спрос летом 2020 года на них вырос на 48 процентов по сравнению с прошлым годом. Вместе с увеличением трафика по «книжным» объявлениям выросло и количество самих предложений на платформе — их стало больше на 33 процента. — Такая динамика объясняется сразу несколькими факторами. С одной стороны, в России набирает популярность тренд на аренду книг — когда их берут просто почитать, с другой стороны, в пандемию многие затеяли ремонт и разобрали в том числе и книжные шкафы, — объясняют новый тренд аналитики «Авито». Кандидат социологических наук, преподаватель МГУ Виталий Караев, добавляет: — Дело в банальном подорожании книжной продукции. Читающая публика — а она никуда не делась — по-прежнему хочет читать нормальные бумажные книги. Однако цены на них, в отличие от зарплаты большинства людей, продолжают расти. Если книга с последним романом Пелевина стоит уже около тысячи рублей, то как человеку следить за новинками? Поэтому он пользуется такой услугой, как book sharing — берет книгу в аренду: скажем, на неделю за 100 рублей. Или обменивается книгами с такими же, как он, любителями — в соцсетях есть такие сообщества. Аналитики «Авито» выяснили, что первое место по востребованности занимают детские книги. На второй и третьей позиции были запросы «собрание сочинений» и «энциклопедия». Также в десятку наиболее популярных запросов попали книги по психологии, здоровому образу жизни, правильному и полезному питанию, литература на английском языке, антикварные книги, комиксы, буквари и сказки. — В любом книжном литература для детей — самый ходовой товар, — пояснил Виталий Караев. — Дело в том, что большинство нынешних родителей сами выросли на книгах и, соответственно, пытаются развивать с их помощью детей. Хотя, конечно, у книг сейчас мощнейшая конкуренция со стороны интернета. Есть масса развивающих мультфильмов, где какая-нибудь тетя или дядя комментирует движущиеся картинки. Многие родители, к сожалению, пытаются сэкономить время и не читают книги, а просто включают мультик. Что касается художественной литературы, то чаще всего россияне ищут среди объявлений серию книг о «Гарри Поттере»: первое место в рейтинге. В «Авито» объясняют ажиотаж не только народной любовью к миру британских магов, но и тем, что подержанные книги саги можно купить в старом, более качественном, переводе. Сейчас же в книжных магазинах представлено исключительно издание в версии Марии Спивак. На втором по популярности месте — книги Стивена Кинга. На третьем — запрос «Ведьмак»: это цикл книг польского писателя с миллионной фанатской аудиторией по всему миру. Россияне также проявляли интерес к покупке Библии, «Сталкера», книге «Богатый папа, бедный папа» — об инвестициях, «Метро 2033», «Котов-Воителей», Корана, «Хочу и буду» Михаила Лабковского, «Властелина колец», «Игры престолов», «Магии утра», «Волшебника Изумрудного города», «Дневника Гравити фолз». — Большая часть этой литературы — развлекательная, — поясняет Виталий Караев. — Это понятно: люди после работы хотят расслабиться, а не перечитывать русскую классику. Игорь Кузнецов, ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, считает, что длинные и сложные для восприятия книги будут все менее популярны у покупателей. — Сейчас вокруг столько информации, что мы просто теряем способность долго сосредоточиваться на чем-то одном, — пояснил Игорь Михайлович. — Ну кто сейчас будет добровольно читать «Братьев Карамазовых» или «Войну и мир»? Это очень долго, как говорится, «много букв». Плюс над этими книгами нужно много думать, а свободного пространства в голове уже нет — все забито информацией из интернета или телевизора. Поэтому и востребованы произведения, читая которые думать не нужно — «Гарри Поттер», «Кинг» и другие. Больше того, вся подобная литература будет постепенно переходить в электронный формат: скачал и читаешь. По мнению эксперта, из бумажных книг в квартирах москвичей со временем останутся только любимые, причем в хороших переплетах. — К этим книгам мы и сейчас относимся как к личностям. Вот прочитали «Мастера и Маргариту», и впечатление на всю жизнь. Время от времени к этой книге будем возвращаться и читать под абажуром, как будто общаемся со старым другом, — рассуждает Игорь Кузнецов. — Это будет чтение-общение, а не чтение как способ провести время. А все детективы, ужастики и просто модные в этом сезоне романчики станем скачивать, читать и удалять. И, разумеется, соотношение между легким чтением и общением с давно любимой книгой будет у каждого свое. Отметим, что, несмотря на рост поисковых запросов, книга, по данным социологов, проиграла пандемийную битву сети и телевидению: обыватель предпочитает смотреть, а не читать. Читайте также: Названы самые популярные у россиян детективы

Чем хуже чтиво, тем более оно популярно у публики
© Вечерняя Москва