Войти в почту

Алексей Лебедев: «Клады бывают разные»

Алексей Лебедев: «Клады бывают разные»«Водолазы ищут клады» – именно эта строчка из песни, исполненной Игорем Скляром, первой всплывает в памяти при слове «водолаз». А чем же на самом деле занимаются представители этой профессии, особенно если работают они не в южных морях, а на дне Городецкого шлюза, через который ежедневно проходят десятки волжских судов? Об этом нам рассказал старшина водолазной станции Алексей Лебедев. Воля случая До того, как Алексей стал водолазом, он сменил множество профессий. До армии работал автослесарем, в армии – механиком-водителем знаменитого на весь мир грузового автомобиля-ракетоносца МАЗ 543, потом трудился пожарным, служил в МЧС и вот уже 16 лет работает на Городецких шлюзах. – Получилось всё случайно, – вспоминает Алексей. – Я узнал, что есть свободная вакансия водолаза. Пришёл, меня отправили на обучение, я выучился и вернулся сюда – работать! – Где же учат на водолаза? – Три месяца я учился в Воронежской водолазной школе, потом постигал методы обеспечения водолазных спусков в Санкт-Петербурге, а затем несколько раз проходил повышение квалификации на Чёрном море, в Новороссийске. – Как ваша семья отнеслась к тому, что вы стали водолазом? – Да водолазом я стал уже после свадьбы, но семья отнеслась нормально и поддерживает меня во всём. У меня дочь и сын, и парню нравится моя профессия. К тому же всегда можно сказать: «Будешь меня обижать, папа тебя утопит», – смеётся Алексей, показывая нам тяжёлые водолазные сапоги со свинцовыми подошвами, которые я и приподнять то не смогла… Мастер-универсал Так что работа водолазов тяжёлая в самом прямом смысле этого слова. Когда Алексей пришёл работать на шлюзы, снаряжение водолаза весило 85 килограммов, тогда как сам он – всего 73 кг. За год юноша возмужал и сравнялся по весу со своим обмундированием, а современная модель водолазного костюма весит 65 килограммов. Но всё равно водолаз в полном боевом облачении тянет почти на 150 килограммов! А ведь под водой водолазу приходится выполнять всю ту же работу, что обычные мастера делают на земле: обследовать шлюзовые камеры, производить различные замеры, бетонирование, осуществлять сварку и резку металла под водой. Водолазу приходится быть мастером-универсалом и уметь всё, а иногда делать это практически на ощупь. – Научиться можно всему, главная проблема – в отсутствии видимости под водой, – рассказал Алексей. – У нас не море. Если сейчас видимость на дне около 20 сантиметров, то по весне, когда талые воды устремляются в Волгу, видимость отсутствует вообще, и всё приходиться делать на ощупь. В Новороссийске я погружался много раз, там, конечно, видимость гораздо выше, да и флора и фауна намного богаче – очень красиво. А у нас погружение – это только работа. – Удалось хоть один клад найти? – Клады бывают разными. Суда чего только не теряют – от якорей и слитков, правда, не золота, а алюминия, что перевозят по реке, до деталей обшивки, которая может повредить тем судам, что идут за ними. И наша задача – не допустить того, чтобы такие «подарки» пробили обшивку судов. Но не это главное. Любое гидротехническое сооружение без водолазов работать не может. Любое обследование или ремонт подводной части в режиме рабочего времени производится водолазами. Если в зимнее время камеру можно отключить, осушить и по-сухому всё сделать, то когда идёт навигация, приходится всю необходимую работу выполнять водолазам под водой. – Сколько же времени вы проводите на глубине? – Всё зависит от работы. На судах работали часа по два, здесь, на шлюзе, – полтора. – Два часа в нашей реке перед ледоставом… Холодно же! – Нет, снаряжение и раньше было достаточно тёплым, водолазные свитера, разные утеплители. А современное водолазное оборудование стало гораздо более облегчённым, удобным и более тёплым. В нём не холодно даже зимой. В поисках драйва Так и получается, что романтики в профессии водолаза на самом деле маловато. И наш герой находит её за пределами работы. У ворот контрольно-пропускного пункта (а шлюзы – стратегически важный режимный объект, и без пропуска там ни одна мышь не проскочит) его ждёт верный байк. А ещё он – музыкант-самоучка и много лет играет на бас-гитаре в популярной в Городце рок-группе Region52. – В основном мы играем поп-рок. Наш руководитель Дмитрий Попутников придумывает песни, которые мы и исполняем, и, естественно, играем много каверов. На свадьбах и юбилеях без них не обойтись, а нас часто зовут на семейные и городские праздники. – Кто же ваш любимый исполнитель? – Ой, их так много! Pink Floyd, Red Hot Chili Peppers, Boney M… – А как вдруг вы стали князем Юрием Долгоруким и теперь на всех городецких праздниках выступаете в этой роли? – Тоже случайно! Это было стечение обстоятельств. Есть у нас замечательный человек – Лидия Бахарева, которая занимается праздниками, и на день города Городца раньше всегда вызывали наш водолазный катер для обеспечения проезда Юрию Долгорукому, которого мы сторожили и оберегали. И как-то Юрий не приехал… И меня попросили им поработать. Я согласился, так всё и началось. Сначала выезжаю на лодке, потом на коне. Так что для этой роли мне пришлось ещё и верхом научиться ездить. – И сколько же весит снаряжение князя? – К счастью, оно бутафорское, а так бы весило не меньше моего водолазного!

Алексей Лебедев: «Клады бывают разные»
© Нижегородская правда