Войти в почту

Программа «Город дорог» на радио «Говорит Москва» от 01.09.2020

А.СОЛОВЬЁВА: В Москве 13 часов 35 минут. У микрофона Анна Соловьёва. В эфире программа «Город дорог». Здравствуйте. Сегодня 1 сентября, знаковый день для всех россиян, без сомнения. Сегодня День знаний, большой праздник. Но, оказывается, в этот же день в Москве два года назад впервые появился электробус, который сейчас стал неотъемлемой частью транспортной системы города. У нас сегодня в студии Артём Бурлаков, начальник отдела реализации специальных проектов ГУП «Мосгортранс». Здравствуйте, Артём. А.БУРЛАКОВ: Здравствуйте. А.СОЛОВЬЁВА: И мы поговорим об электробусах. Этому виду транспорта. На самом деле, мало лет. Что такое два года? В общем, ещё маленький-маленький ребёнок. Что сейчас можно сказать о работе электробусов в Москве? А.БУРЛАКОВ: Можно сказать, что за эти два года электробус очень полотно вошёл в жизнь не только транспортной системы города Москвы, но и в целом в жизнь, я думаю, почти каждого москвича. Дело в том, что ровно два года назад, как вы правильно отметили, была презентация по запуску первого электробусного маршрута. 1 сентября 2018 года был выходной день, очень хорошая погода. Презентация была проведена на ВДНХ, и огромное количество людей пришли вместе с детьми, семьями гулять по парку, и также познакомились с первыми электробусами, которые в тот же день вышли на маршрут Т73. На тот момент, до 1 сентября, в Москве было ноль электробусов, мы были в ряду городов, которые ими не обладают и не эксплуатируют. За эти два года, даже, на самом деле, немного быстрее, уже в 2019 году Москвы вышла на первое место по количеству электробусов на улицах города. Если не сравнивать единственное с Китаем, все остальные страны, включая Западную Европу, обе Америки и прочие регионы, мы опередили уже тогда. С тех пор мы поддерживаем… А.СОЛОВЬЁВА: Уже два года назад, сразу мы опередили? А.БУРЛАКОВ: В 2019-м. Когда достигли отметки в 300 в 2019 году, уже смело можно было сказать, что Москва номер один по количеству электробусов в рамках одного города. Конечно, если мы сравниваем Москву с какой-нибудь страной целиком европейской, то не каждую, наверное, мы можем опередить. Тем не менее, сейчас уже и это, скорее всего, будет правдой. Обратите внимание, сейчас в Лондоне менее 300 электробусов, в Париже чуть более 200, в Берлине около 100, в Амстердаме около 100. Даже уже в этом году наши прошлогодние показатели всё равно превышали столицы Европы. А.СОЛОВЬЁВА: Я для слушателей напомню номер нашего смс — 7-925-8888-94-8. Telegram govoritmskbot, Twitter @govoritmsk. Мы продолжаем. А какие перспективы у этого вида транспорта на сегодняшний день и сколько электробусов будет к концу этого года? А.БУРЛАКОВ: Перспективы самые радужные. Мы для этого всё сделаем. До конца этого года количество электробусов на улицах города вырастет до 600. То есть темп мы абсолютно стараемся поддерживать. На самом деле, произойдёт удвоение за этот год, с конца 2019-го 300, как я уже сказал, в этом году ещё 300 — уже 600. И каждый год, разумеется, мы будем приобретать всё больше и больше электробусов, и к 2024 году их количество превысит 2600. Это будет составлять примерно треть от наземного городского парка транспорта общественного. А к 2030 году у нас есть план, такая внутренняя задача, программа, в принципе, по достижению отметки 100 процентов зелёный транспорт. А.СОЛОВЬЁВА: В течение десяти лет? А.БУРЛАКОВ: Получается, 12, наверное, всё-таки, если считать часть 2018-го. А.СОЛОВЬЁВА: То есть полностью откажемся от дизельных автобусов? А.БУРЛАКОВ: Двигателей внутреннего сгорания, я бы назвал так. Начиная со следующего года не планируются закупочные тендерные процедуры по приобретению колёсного транспорта, который работает на двигателях внутреннего сгорания. А.СОЛОВЬЁВА: Есть информация, сколько сейчас пассажиров пользуются электробусами каждый день? А.БУРЛАКОВ: Да. Каждый день, ну, в хороший будний день, в выходные перевозка падает, но в хороший будний день перевозка пассажиров достигает практически 200 тысяч человек. С начала работы электробусов, с 2018 года, мы перевезли более 47 млн пассажиров, это примерно население Испании, если в интересных сравнивать цифрах. Для этого нашим электробусам пришлось совершить 2 млн рейсов и преодолеть более 19 млн километров. То есть можно сказать, оперируя интересными сравнениями, доехать до середины пути до Венеры с Земли. А.СОЛОВЬЁВА: Артём, а сколько сейчас маршрутов в Москве? А.БУРЛАКОВ: На сегодняшний день электробусы работают на 36 маршрутах на улицах города. Разумеется, количество маршрутов будет только расти с увеличением подвижного состава. Сейчас они работают на северо-востоке города, севере, в центральной части, юго-западной, западной, северо-западной. Такие интересные локации, как ВДНХ, Лубянка, Воробьёвы горы, Сколково, Киевский вокзал, Рижский, Савёловский, Преображенская площадь — на всех этих точках вы можете встретить наши электробусы. А.СОЛОВЬЁВА: Есть ли, например, какие-то… или планируется введение каких-то тематических электробусов, на которых можно как на экскурсии проехать? А.БУРЛАКОВ: Интересно, что вы об этом спросили, потому что как раз весь сентябрь 2018 года решением департамента проезд на электробусах был бесплатным, и с учётом того, какая всё-таки это была новинка для горожан, очень многие люди… опять же, напомню, что это был выходной день, 1 сентября, по-моему, это была суббота, соответственно, и второй день мог быть выходной, если меня память не подводит, многие люди целыми семьями приезжали просто покататься на электробусе как на каком-то чуде техники, очень интересной новинки. Можно сказать, что какую-то свою экскурсионно-развлекательную роль он выполнял с самого запуска. Вообще, в принципе, каких-то специализированных маршрутов сейчас не существует. Однако есть маршруты, которые достаточно живописны, и вы можете, просто сев на обычный городской электробус, прокатиться через центр города, мимо Воробьёвых гор, здания МГУ, это маршрут Т7. Он достаточно протяжённый, проходит по очень красивым местам нашей столицы. Также есть интересные маршруты, одни из самых первых запущенных, это от ВДНХ, тот же Т73, мимо Останкинской телебашни, или Т14 мимо памятника рабочему и колхознице Мухиной. А.СОЛОВЬЁВА: В общем, можно покататься и город посмотреть заодно. А.БУРЛАКОВ: У нас есть ещё один ночной маршрут, он идёт от Китай-города на восток города, к Уссурийской улице, и проезжает Покровку, Маросейку. Можно ещё и ночью покататься. А.СОЛОВЬЁВА: Это далеко довольно, Уссурийская улица. Ничего себе. Я просто представила расстояние. Артём, как вы думаете, чем этот транспорт так привлекает горожан? А.БУРЛАКОВ: Всё-таки это последнее слово техники. Новейшие образцы, можно сказать, что это вершина инженерной мысли. Мало того, что они в принципе были достаточно прорывным видом техники уже в 2018 году, мы не останавливаемся, мы продолжаем их совершенствовать вместе с заводами-изготовителями. И конечно же, они в себя вобрали всё лучшее, что могли предложить городу. Это всякие пассажирские сервисы, вроде медиапанелей, USB-зарядки, Wi-Fi. Я уже даже молчу про климат-контроль, это само собой разумеющееся. Там сто процентов низкий пол и так далее. Они очень комфортные для пользования. У них отсутствует тряска и вибрация, потому что нет двигателя внутреннего сгорания, по той же причине они бесшумные, они существенно тише, например, дизельного автобуса. И конечно же, учитывая, что мы заменяем электробусами в первую очередь подвижной состав, который морально устарел, любой колёсный подвижной состав, который морально устарел, то людям, которые на протяжении длительного времени катались на одном и том же маршруте, для них это было всё равно, что пересесть в какую-нибудь дорогую иномарку с очень старого автомобиля. При этом, подчеркну, это не иномарка, это электробусы отечественного производства. А.СОЛОВЬЁВА: Насколько я знаю, они приспособлены на маломобильных граждан. А.БУРЛАКОВ: Да, конечно. А.СОЛОВЬЁВА: Это довольно комфортно. У нас есть сообщения от наших слушателей в Telegram. Харьковчанин спрашивает: «Планируются ли удлинённые электробусы, так называемые гармошки?» А.БУРЛАКОВ: Очень хороший вопрос, очень правильный. Конечно, мы об этом думаем, потому что важно подчеркнуть, что мы не подстраиваем маршрутную сеть под возможности наших электробусов — наоборот, мы вместе с заводами-изготовителями и инженерами добиваемся того, что наши электробусы могли обеспечить тот же уровень комфорта и транспортной работы, к которому привыкли пассажиры. Конечно, в него входят и сочленённые электробусы. Но сейчас на данный момент у нас их нет. Однако мы планируем провести тестовые испытания уже в обозримой перспективе. Поскольку дело очень серьёзное, без тестовых испытаний, эксплуатации мы их закупать пока не планируем. Но в принципе, предваряя изначальную закупку, мы провели большое количество эксплуатационных испытаний различных производителей даже различных стран, не только отечественных, это абсолютно нормальная практика. И мы двигаемся в сторону сочленённых электробусов. А.СОЛОВЬЁВА: Ещё интересный вопрос. Даже мне стало интересно. В Telegram слушатель спрашивает: «Задний привод у этих электробусов или полный?» А.БУРЛАКОВ: Очень хороший вопрос. На самом деле, у нас стоит очень качественный мост, который ведущий расположен действительно сзади. А.СОЛОВЬЁВА: Всё-таки задний привод. Поговорим ещё о внешнем облике электробусов. Он же очень, кстати говоря, дизайнерски хорошо исполнен, очень стильный, у него красивая маска. Насколько я знаю, есть какая-то единая концепция исполнения общественного транспорта в Москве, включая метро? А.БУРЛАКОВ: Вы правы. Действительно, дизайн электробуса и маска разрабатывались в рамках существующей концепции и маски московского транспорта. Общие черты носят новые трамваи, конечно, вагоны метро, наши электробусы, также «Иволги». Это такая локальная задача по формированию образа московского транспорта у пассажиров, жителей столицы, и мы, конечно, этому тренду следуем. А.СОЛОВЬЁВА: А если сравнивать электробус с другими видами транспорта, чем электробус лучше? Преимущества какие? А.БУРЛАКОВ: Москва, как уже один из общепризнанных лидеров по уровню развитию общественного транспорта в мире, конечно же, не могла не думать о движении в сторону экологии, и в принципе, обновлении подвижного состава. Этой задаче уделяется огромное количество внимания и сил транспортного комплекса, и в рамках этого обновления подвижного состава, причём всего, не только это касается автобусов, пусть и с электрическим приводом, это касается и трамваев, это касается метро и прочих видов общественного транспорта, конечно, не могла не отметить тренд в сторону экологии. В первую очередь преимущество электробусов перед двигателем внутреннего сгорания это экология. Но при этом мы достаточно объективно, на мой взгляд, считаем, что электробусы сочетают в себе сильные стороны всех других более традиционных типов колёсного транспорта. То есть он и экологичный, но и при этом и манёвренный, независим от инфраструктуры… А.СОЛОВЬЁВА: В отличие от троллейбуса, где была старая контактная сеть. А.БУРЛАКОВ: Да. Если нам необходимо оперативно поменять маршрут, потому что маршрутная сеть достаточно живой организм, это не закостеневшая конструкция, которой иногда требуются корректировки. С электробусом это делать достаточно просто. При наличии оборудованной зарядной инфраструктуры на конечных точках маршрутов, которые как опорные, трассу мы можем менять достаточно свободно. Поэтому электробусы сочетают в себе все преимущества других видов транспорта. А.СОЛОВЬЁВА: Я слушателям напомню, что в эфире программа «Город дорог». У нас в студии Артём Бурлаков, начальник отдела реализации специальных проектов ГУП «Мосгортранс». Мы обсуждаем электробусное движение в Москве. Сегодня ему два года. Ещё у нас есть вопросы от слушателей в Telegram. Вот есть вопрос от Давида: «Сколько служит аккумулятор?» А.БУРЛАКОВ: Хороший вопрос. У нас пока что опыт эксплуатации всего два года. На данный момент могу сказать, что ни один аккумулятор не вышел из строя по преждевременной своей кончине. Однако при этом я бы всё-таки напомнил, что наши электробусы закупаются на базе сервисного контракта, то есть контракт движного цикла на 15 лет. В рамках этого контракта один раз Москва меняет аккумулятор, через 7,5 лет или 450 тысяч километров, всё остальное время ответственность полностью лежит на производителях, поставщиках, и в текущий момент сервисных компаниях. Город защищён в этом плане. То есть наши выплаты за сервис не зависят от того, сколько раз будет заменён аккумулятор или сколько он прослужит. Ещё раз скажу, за эти два года эксплуатации проблем с аккумуляторами у нас не выявлено. Дальше посмотрим. А.СОЛОВЬЁВА: У нас наступил первый день осени, 1 сентября. И все говорят, что не за горами первые холода и заморозки, к сожалению, увы, от этого никуда не деться. Готовы ли электробусы к новому осенне-зимнему сезону? А.БУРЛАКОВ: Да, конечно, готовы. Мы уже пережили две зимы. Причем можно сказать абсолютно откровенно, что волнительной из них была только первая, потому что мы не знали, чего ждать. И та зима, в отличие от прошедшей, довольно мягкой, та зима была достаточно холодной и снежной. Тем не менее, наши электробусы с честью выдержали эти испытания. Ни одного схода или невыхода на линию не было по неготовности аккумулятора. То есть системы термостатирования на наших аккумуляторах работают качественно. Даже если ночью ударял мороз, то утром электробусы совершенно спокойно выходили на линию. Не было такого, что батарея промёрзла и машина не может ехать. Этого не случилось ни одного раза. А.СОЛОВЬЁВА: Поговорим теперь о зарядных станциях. Кто их обслуживает? Их обслуживают сами производители? А.БУРЛАКОВ: Поставщики, да. Более правильно в данном случае сказать поставщики. Но вы абсолютно правы, наши зарядные станции, которые сейчас расположены на улицах города, сто штук их у нас, они точно так же работают на основе сервисного контракта на 15 лет. Поэтому все неисправности, которые с ними происходят по вине техники, они устраняются, во-первых, оперативно, во-вторых, за счёт и силами поставщиков. Потому что коэффициент технической готовности по нашим зарядным станциям 0,97, это довольно высокая цифра. А.СОЛОВЬЁВА: Сколько длится стандартная зарядка? А.БУРЛАКОВ: Зарядная сессия? Они, конечно же, варьируются в зависимости от того, насколько разряжена батарея. Но средняя сессия длится шесть, максимум десять минут. Дело в том, что по техническому заданию тех электробусов, которые у нас сейчас на улицах города ходят, зарядка должна от 0 до 100 процентов происходить за 24 минуты. Разумеется, до нуля они не разряжаются. Поэтому 6-10 минут это более чем достаточный промежуток времени, чтобы подзарядить машину и выйти на следующий рейс. А.СОЛОВЬЁВА: Поговорим о том, как сами водители оценивают свою работу на электробусах. Насколько комфортно, удобно, нравится ли им? А.БУРЛАКОВ: Мы уже неоднократно проводили опросы водителей и не только именно соцопрос, а очень много работаем с водителями даже при случае. То есть наши водители пересаживались не только с автобусов, они пересаживались с троллейбусов. Собственно, это новая техника, и настоящему профессионалу в своей отрасли, конечно, интересно кататься на самом лучшем. Поэтому отбоя от желающих у нас особо нету. Смысл в том, что водители довольны. Но довольны они в первую очередь, я думаю, потому, что мы стараемся к ним прислушиваться. Уже сейчас наш опрос недавний показал, что 90 процентов водителей довольны работой на электробусах, электробусных маршрутах. Однако они не преминули отметить, что не очень удобная кабина водителя в части направления потока воздуха. Небольшой дискомфорт испытывают наши водители. Мы проработали с производителями техники этот аспект, и вот этот воздухообмен исправят уже на существующих машинах. Ну, и прочие пожелания, которые могут казаться мелочью, но очень важны для водителя, они будут учтены в дальнейших закупках. Потому что в этом деле мелочей не бывает, водитель везёт всё-таки не щебень, а людей. Поэтому ничто не должно его отвлекать от движения. А.СОЛОВЬЁВА: Согласна. Давид ещё спрашивает в Telegram: «Сколько может проехать от одной зарядки электробус?» А.БУРЛАКОВ: В существующей конструкции наш электробус может проехать на одной зарядке 40-50 километров, в зависимости от нагрузки, средней скорости и прочих эксплуатационных аспектов. Конечно, мы их на такие расстояние не направляем, потому что у нас в принципе таких маршрутов не очень много. А во-вторых, если каждый раз его разряжать до близких к нулю значений, как раз возвращаясь к предыдущему вопросу, аккумулятор долго не протянет. Ну и больше нам сейчас и не нужно. А.СОЛОВЬЁВА: Спасибо, Артём. Это была программа «Город дорог». Мы обсуждали двухлетие электробусов в Москве. У нас в гостях был начальник отдела реализации специальных проектов ГУП «Мосгортранс» Артём Бурлаков. Меня зовут Анна Соловьёва. Спасибо. Всем пока.