Наука и бизнес: как «угнать» известный журнал и заработать на этом миллионы 

Наука и бизнес: как «угнать» известный журнал и заработать на этом миллионы
Фото: Daily Storm
Там, где деньги, всегда появляются мошенники. И наука, давно уже представляющая собой бизнес, не стала исключением. Хакеры похищают целые издания, создают журналы-клоны и зарабатывают на этом миллионы, нанося вред и ученым, и государствам. Как устроен бизнес на левых публикациях в научных изданиях, разбирался Daily Storm.
Что первое приходит в голову при слове «угон»? Люди постарше вспомнят персонажа «Берегись автомобиля!» , помоложе — похищенные аккаунты в соцсетях и мессенджерах. Но мало кто может представить, что уже почти десятилетие существует, развивается и процветает, принося злоумышленникам миллионы долларов, индустрия «угона»… научных изданий.
Недавно жертвой «угонщиков» пал один из старейших российских журналов — мошенники клонировали «Новый мир».
Зачем «угонять» научный журнал?
Представлять ученого как экстравагантного чудака с всклокоченной шевелюрой — давняя традиция, которая не имеет никакого отношения к реальности. На одного бессребреника Перельмана приходятся десятки тысяч вполне прагматичных тружеников науки, которые не отделяют успех от финансового благополучия. Добившись его, они без колебаний если не пересаживаются в кресла в советах директоров, то идут работать на корпорации и правительства. Из последних ярких примеров — российско-американский биолог , который занял пост помощника главы . Поговаривают даже, он мог возглавить поиски пилюли бессмертия для российской элиты.
Но кто такой успешный ученый? Как измерить талант и гений? В 2011-2012 годах в  изменилась система оценки науки — были введены новые индикаторы оценки, и одним из таких индикаторов стали публикации в журналах, которые входят в международные базы. Такие статьи стали поощряться университетами. Сегодня успешный ученый — тот, кто часто публикуется, создает ценный научный продукт, а его работы часто упоминаются в профессиональной прессе. От числа публикаций зависит продвижение по карьере, размер зарплаты и шансы получить грант.
Проблема в том, что далеко не каждый ученый обладает должной квалификацией — знаниями теории и методов анализа, чтобы публиковаться в ведущих журналах. Особенно это актуально для социальных и гуманитарных наук.
Научная активность исследователя измеряется h-индексом, или индексом Хирша (https://lala.lanbook.com/5-sposobov-povysit-svoj-indeks-hirsha). Показатель получил свое название по имени американского физика Хорхе Хирша, который сформулировал принципы оценки деятельности ученых, исходя из количества опубликованных трудов и цитируемости текстов.
На индекс Хирша молятся не только ученые, но и научные школы, вузы и различные исследовательские организации. Хороший индекс Хирша означает высокое место в рейтингах, доступ к грантам, больше пожертвований и инвестиций.
Проблема в том, что опубликоваться в хорошем издании не так-то просто. Как и следовало ожидать, спрос ученых на возможность напечатать статью рождает предложение.
Как это делается
Технология «угона» научных журналов стала возможной с распространением интернета и появлением таких систем индексации научных публикаций, как Scopus, Web of Science и ряда других. Эти системы помогают ученым и научным учреждениям оценивать качество и авторитетность публикаций, среди прочего отслеживая цитируемость статей.
Само понятие hijacked journal впервые появилось в 2012 году как одна из разновидностей кибермошенничества. Пионерами в этой области были хакеры из развивающихся стран. Сегодня бизнес поставлен на поток.
Существует несколько типов «угона».
Первый и самый трудный — взлом оригинального сайта настоящего издания. После создается клон, который начинает работать под его именем. Иногда мошенникам удается не только захватить сайт, но и получить возможность индексировать статьи в международных базах данных.
Подобный «угон» требует высоких навыков хакеров, а порой и сговора с кем-то в самой редакции.
Другой, более простой вариант — создание клона журнала. Мошенники создают клоны сайтов с тем же названием или незначительным прибавлением в конце. Полностью копируется уникальный номер периодического издания (ISSN). После чего мошенники продают авторам возможность опубликоваться. И авторы соглашаются. Ведь они получают публикацию в журнале с тем же самым ISSN, как и у аутентичного журнала.
По словам эксперта сообщества «Диссернет» и члена комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований Анны Абалкиной, сегодня существует более сотни журналов, которые были скопированы: «В основном публикуются в таких изданиях индийские и индонезийские авторы, но бывает, что встречаются и наши соотечественники. Так, мы нашли в 2020 году в журнале-клоне несколько статей российских авторов. Но я думаю, что их просто обманул посредник, обещавший публикацию в оригинальном журнале».
Сколько можно заработать на «угоне» и клонировании
Проведенное Анной Абалкиной исследование позволяет говорить о бизнесе с весьма внушительным оборотом. Одно из последних изданий, «угнанных» в 2020 году, — Talent Development and Excellence. Это узкоспециализированное нишевое издание было «угнано» подчистую. За полгода мошенники успели опубликовать и проиндексировать в Scopus 500 статей. Еще около сотни материалов было размещено на сайте, но они не успели пройти индексацию.
Цена одной статьи — тысяча долларов. За шесть месяцев мошенники заработали как минимум полмиллиона долларов.
«Но это все же не самый типичный случай, — отмечает госпожа Абалкина. — Как правило, цена публикации в журнале-клоне на порядок дешевле. Однако мошенники клонируют не один, а сразу десятки журналов, собирая урожай с каждого.
В том же «угнанном» «Новом мире» — Novyi Mir Research Journal — принимают к публикации статью за 24 часа. Оплата — 100 долларов через . Основным спросом пользуется журнал у авторов из Индии, им название «Новый мир» ни о чем не говорит. Зато индексируется в Web of Science.
К тому же вовсе не нужно сбывать одну статью одному автору. В рунете существуют сайты-посредники, которые продают соавторство в статьях. Можно зайти на такой сайт, выбрать статью, которая понравилась, и купить соавторство. Оплатить картой. Через пару месяцев публикация будет проиндексирована.
Сколько зарабатывают посредники? По словам эксперта, стоимость статьи в хорошем журнале доходит до 6 000 евро. В среднем при цене статьи в 1 000 евро компания-посредник оформляет до 200 контактов ежемесячно. Это 2,5 миллиона евро в год — по самым скромным оценкам.
Помимо того что бизнес «угонщиков» и клонировщиков однозначно криминальный, он еще и наносит ущерб науке. Попадание клонов в индексы приводит к путанице среди ученых, снижается доверие к публикациям.
Для науки эта система вредна еще и тем, что поддерживает слабых и некомпетентных ученых, которые получают те же права, что и «легитимные» ученые, — права на должность, на получение гранта, на преподавание. «В России за счет публикаций в „журналах-хищниках“ ученые из Казанского университета имеют по 100 публикаций в индексируемых изданиях и считаются эффективными. Но это не так! — утверждает госпожа Абалкина. — Они не пишут качественные статьи».
Не «угонщики», но «хищники»
Если журналы-клоны и «угон» — это чистое мошенничество, то к «журналам-хищникам» претензии можно выдвигать пока только этического свойства.
В последние годы из-за того, что наука сильно интернационализируется за счет роста публикаций из развивающихся стран, издания их этих регионов также начинают претендовать на включение в базы. Это стало проблемой.
Как правило, в развивающихся странах понятие академической этики достаточно расплывчато. Результатом стало появление так называемых журналов-хищников. Это оригинальные издания, но плохого качества, готовые публиковать что угодно за деньги.
В идеальном случае процесс подготовки публикации выглядит так: ученый проводит исследование, затем представляет его результаты на конференции, где выслушивает комментарии и рецензии, дорабатывает или оформляет исследование в статью, которая отправляется в журнал. В зарубежном издании статью могут отдать на рецензию.
Во всех «похищенных» журналах и «хищниках» нет системы рецензирования текстов — опубликовать можно любую чушь.
Это плохая наука, но хороший бизнес. Допустим, если номер журнала состоит из 10 статей, то за 12 месяцев при ценнике в 60 долларов за публикацию владельцы «журнала-хищника» могут поднять до 7 200. Если таких журналов 100 — сумма легко достигает миллиона.
Можно ли остановить «угоны» и клонирование?
Как утверждает эксперт Анна Абалкина, одно из препятствий к разрешению проблемы — то, что ей никто серьезно не занимается. «Оказалось, что в интернете есть несколько нерегулярно обновляемых списков, есть список журналов-клонов на сайте Индийского комитета по грантам и списки в нескольких научных статьях. И все».
Помимо того, что для университетов и оригинальных журналов история с клонами, «угонами» и «журналами-хищниками» означает финансовые потери в виде расходов на поощрение слабых ученых, для науки как отрасли ситуация опасна тем, что ведет к искажению наукометрических показателей ученых, университетов и страны.
Можно ли радикально изменить ситуацию? Не так давно проблема «журналов-хищников» стала предметом рассмотрения в комиссии по противодействию фальсификации научных исследований.
Всего в изученных «хищных журналах» опубликовано около 23 700 публикаций российских авторов. Девять журналов приняли к публикации заведомо лженаучные статьи, переведенные компьютерными программами, в частности про «волновую генетику» и «новую хронологию».
«К сожалению, многие университеты понимают дословно необходимость публикаций в индексируемых изданиях. У нас будут продолжаться истории, подобные случаю с Казанским федеральным университетом и Российскиим экономическим университетом имени Плеханова, которые стали лидерами по публикациям в «хищных журналах». Пока будет существовать система премирования за статьи, это явление будет развиваться и процветать», — говорит Анна Абалкина.
Но смогут ли сами люди науки отказаться от системы финансовых поощрений за публикации?
Видео дня. Хилькевич захейтили за признание о пережитых домогательствах
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео