Войти в почту

Неутомимый Мацуев

Денис Мацуев первым после послабления жестких правил Роспотребнадзора о проведении концертно-массовых мероприятий устроил свой сольный вечер для пришедшей публики в Концертный зал им. П. И. Чайковского. Он открыл серию концертов "Возвращение живого звука" в стенах Московской филармонии. В очередной раз наш прославленный пианист показал, что он первый среди первых во всем. Теперь он ввел в свою практику играть одну концертную программу два раза за вечер, утоляя неизменное любопытство своей многочисленной аудитории, разделенной в силу правил на допустимое количество присутствующих одновременно. В этом случае при большом желании послушать живьем своего кумира у публики возникает меньше опасений за свое здоровье в зале, согласно распоряжениям, заполненном на 50%. Как известно, выступления артиста всегда вызывали ажиотаж. Особенность же его дарования, а именно, физически выносливая сторона его исполнительства, продолжительность сценических нагрузок, позволили ему предложить публике и филармоническим организаторам такой одновечерний двойник. Как говорится, дай Бог всем такого здоровья и такой неутомимой артистической натуры. Фото: НТВ Безусловно, Денис Мацуев всегда может рассчитывать на блестящую моторику своего пианизма, как будто специально и не обращая внимания на технику. Этот колоссальный запас технического оснащения, вероятно, высвобождает ресурс для художественной составляющей его игры в условиях длительности выступления. Хотя, все филармонические концерты пока идут в одном отделении, но это не означало, что пианист сыграл привычные два отделения своего клавирабенда. Программа обоих концертов выглядела таким образом: Роберт Шуман "Детские сцены", соч. 15, Сергей Рахманинов Вариации на тему Корелли ре минор, соч.42, Петр Чайковский "Размышление" ре мажор, соч. 72, Игорь Стравинский Три фрагмента из балета "Петрушка" (Транскрипция для фортепиано автора). Подборка вполне в духе Мацуева, с центральными акцентами на рахманиновскую широту и эффектную виртуозность Стравинского. По времени, по насыщению разными стилями, по присутствию трех крупных циклов такую программу можно было поделить на два отделения и сделать антракт. Мацуев честно отработал полноценные два концерта, а не два отделения. Фото: kp.ru От второго концерта сложились такие впечатления. В цикле Шумана "Детские сцены" было много пиано, пианиссимо и обильно использованной левой педали. Знаменитая миниатюра "Грезы" прозвучала очень медленно и чрезвычайно тихо. В целом, показалось, что пианист в "Детских сценах" сотворил себе определенные рамки, динамические, эмоционально сдержанные, нерезко контрастные, боясь преступить границы. Как и должно в ином музыкальном стиле, в следующих рахманиновских Вариациях на тему Корелли сразу появился другой характер звука, необходимый этой музыке и более присущий самому Мацуеву. Артист часто признается в невероятной любви к Рахманинову. Слушать было очень интересно. Каждая вариация в прочтении пианиста имела образно-эмоциональный отсыл к разным сочинениям Сергея Васильевича, которые вплетались то вокальной, то симфонической, то характерно-ритмической выразительностью в фактуру. Мацуев будто примеривал образные состояния из "Симфонических танцев", из Второй симфонии, из прелюдий в сиюминутный процесс вариативного и драматургического развития. Между двумя крупными формами прозвучало "Размышление" Чайковского. Мацуев любит его включать в концертные программы. Как будто, темп был чуть быстрее обычного. Фото: Newslab Неустаревающий шедевр Стравинского "Петрушка" - ярко колористичный, насыщенный полиметрами и полиритмами концертный номер - своей внешней эффектностью, как нельзя лучше соответствует природе Мацуева. Умопомрачительная виртуозность, шум и гам крупной техники, предельные темпы приводили в восторг самого исполнителя и через него - слушателя. Среднюю часть, второй фрагмент, Мацуев преподнес очень поэтично и тонко. Изысканная педализация украсила наложение разных регистров, смешение звуковых шлейфов, обострив контраст внутреннего состояния героя и уличной толпы. Первый бис Экспромт Соль-бемоль мажор Шуберта и второй бис Вальс до-диез минор Шопена успокоили бушевавшую публику. Но Мацуев не был бы Мацуевым, если бы не привел третий бис, неистово крещендируя, на оргию в "Пещеру Горного короля". После двух концертов последним в этот вечер он сыграл Грига. Особенно вдохновило то, как по окончании поклонов, почти скрывшись за кулисами, пианист высоко подпрыгнул.

Неутомимый Мацуев
© Ревизор.ru