Войти в почту

Чем русские раньше воевали: Шамширы, чакры и «Отелло»

Мастерство лучших оружейников мира ХVII - XIХ веков представлено в Петербурге на первой после затяжного карантина выставке в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи. Посвящена экспозиция Дню основанию музея. Это произошло в год создания Петром Первым новой российской столицы - 29 августа 1703 г. С уникального охотничьего штуцера самого Петра Алексеевича экспозиция, насчитывающая 139 предметов огнестрельного и холодного оружия, и открывается. Сам он охотником не был, но оружием увлекался, много сделав за годы своего царствования для развития оружейного дела в России. Богато инкрустированный штуцер, изготовленный на рубеже 1724/25 гг. мастерами Сестрорецкого завода, что близ Петербурга, несмотря на декоративный вид, на самом деле боевой. На затыльнике его приклада нанесен вензель императора: переплетенные фигурные латинские литеры «Р» под императорской короной. С него, как считается, началось коллекционирование царскими особами наиболее интересных образцов огнестрелов, а так же всего колющего, режущего, рубящего, что использовалось обычно на полях сражений. Пример тому ещё два «царских экспоната» - богато украшенный револьвер системы Смита и Вессона, выполненный в кавказском стиле. Он принадлежал императору Николаю II, и кирасирский палаш с вензелем императора Александра I. Отечественная оружейная школа представлена здесь Москвой, Петербургом, Златоустом, Сестрорецком и Тулой. Именно тульское оружие было признано одним из царских указов эталонным. И если до середины ХVIII века, на который пришелся расцвет тульского оружейного дела, мастеров в Россию приглашали из Европы, то потом, наоборот, европейские заводы стали активно зазывать к себе наших умельцев. Именно в этот период своей истории туляками была изобретена «алмазная грань» - уникальное по изяществу изобретение отделки на металле. Европа представлена на нынешней выставке лучшими образцами оружия Франции, Испании, Италии, Германии, Англии, Польши и некоторых других стран. Клинки боевые и дарственные, инкрустированные и с чернением, чеканкой, резьбой по железу. Иная чеканка - настоящая «воинская Библия»! «Без повода меня не вынимай, без чести не вкладывай», – значится на придворной французской шпаге середины XVIII века. «Для спасения Отечества» – на одной из сторон, «Для примирения» - на другой у клинка парадного меча члена Директории. Это тоже Франция, 1794-1799 гг. А как пройти мимо опять-таки французской сабли периода Первой Империи, с надписью… на русском (!) языке? Принадлежала она генерал-майору В. А. Обручеву, который отбил ее (согласно гравировке на латунной табличке) «в 1812мъ году, во время сражения в пределахъ России, на берегахъ реки Березины, отъ войскъ Императора французовъ Наполеона I, совершившаго враждебное нашествие на Россию». К слову, этот доблестный генерал - родной дядя геолога и географа, автора знаменитой книги «Земля Санникова», поиском которой он посвятил не один год своей жизни, Владимир Обручева… - Отбирались экспонаты на эту выставку по принципу их уникальности в первую очередь, - сказал корреспонденту «СП» Денис Федоров, научный сотрудник музея, автор экспозиции. - Важно было показать, как рос от века к веку уровень мастерства оружейников, а с ним и техника производства, боевые качества создаваемых ими клинков, винтовок. Особенно преуспели в этом на Востоке. Восточный раздел привлекает больше всего посетителей. Их в Музее артиллерии сейчас немало. Похоже, соскучились по всегда интересным здесь выставкам. Вот и ваш корреспондент буквально застыла у витрины с двумя саблями - из Сирии и Турции. Они были переданы в музейную коллекцию потомками известного русского металлурга, изобретателя Дмитрия Чернова, всю жизнь коллекционировавшего холодное оружие разных стран. Булатная сталь, из которой сабли (шамширы) изготовлены очень крепкая, прочная. Оружие из неё точно не подведет! Ну, а самым ярким экспонатом всей экспозиции общепризнан декоративный кинжал «Отелло». Он изготовлен в 1863 году в Петербурге, в мастерской по выделке золотых, серебряных и бронзовых изделий А.Н. Соколова. Рукоять его в виде фигурной композиции на тему шекспировской трагедии «Отелло» (мавр закалывает Дездемону) выполнена из серебра. Выставка «Мастерство оружейников XVII-XIX вв.» будет открыта до ноября текущего года.

Чем русские раньше воевали: Шамширы, чакры и «Отелло»
© Свободная пресса