Войти в почту

От коронавируса спасёт и до работы довезет: как «Иволга» меняет транспортные привычки

На Московских центральных диаметрах (МЦД) появится еще 180 вагонов поезда «Иволга» - доукомплектованные до 11 вагонов составы начнут перевозить пассажиров до конца года. «Иволгу» с легкой руки Дмитрия Медведева называют «электропоездом будущего». На сегодняшний день это самый технологичный российский состав. И, пожалуй, самый любимый пассажирами. Впрочем, у этой любви есть достаточно серьезные основания. — Дело в том, что перед началом работ по созданию поезда был проведен масштабный опрос горожан, — рассказывает Илья Зотов, председатель Общероссийского объединения пассажиров. — Поэтому при разработке модели были учтены мнения различных категорий пассажиров и общественных организаций. И на сегодняшний день в «Иволге» реализованы все запросы и пожелания: от бесплатного Wi-Fi и мест для велосипедов до пеленальных столиков. Приятно отдыхать, комфортно работать «Иволга» действительно ориентирована на то, чтобы в ней было комфортно пассажирам любого возраста, родителям с детьми и маломобильным гражданам. На это работает и дизайн поезда: удобные сидения, множество поручней, да и цветовые решения призваны радовать глаз. В интерьере использованы такие элементы дизайна как заимствованные у природы изгибы линий, цвета и материалы. Важное отличие «Иволги» от других поездов — просторные межвагонные переходы. Благодаря этому пассажиры не толпятся, а спокойно проходят в более свободные вагоны. Кроме того, специалисты «Трансмашхолдинга» — компании-производителя состава – сделали дверные проемы в «Иволге» более широкими: 1400 мм вместо обычных 1250. И эти дополнительные 15 см позволяют пассажирам комфортно заходить и выходить из поезда. Находясь внутри «Иволги», пассажиры не просто едут, но и проводят время с пользой: могут расслабиться и отдохнуть от суеты или поработать. Благо в вагонах есть бесплатный интернет и USB-разъемы для зарядки электронных устройств. Технология пневмоподвешивания обеспечивает низкий уровень шума и вибрации. В вагонах работают системы климат-контроля и, что не менее важно, установки обеззараживания воздуха. — Поезда оснащены встроенными системами на основе бактерицидных ультрафиолетовых ламп, — объясняет Зотов. — Такие же используются в медицинских учреждениях. Система устраняет до 90 процентов болезнетворных бактерий и вирусов. В каждом вагоне поезда работают по две таких установки. Приборы постоянно проводят автоматическую самодиагностику. В пандемию коронавируса это оказалось очень актуальным! — «Иволга» — городской электропоезд, и мы разрабатывали его с учетом особенностей эксплуатации в мегаполисе, в Москве. А это, прежде всего, очень плотный пассажиропоток и непростые климатические условия, — комментирует Александр Лошманов, заместитель генерального директора «Трансмашхолдинга» по развитию пассажирского транспорта. — Поэтому, чтобы пассажиры чувствовали себя в безопасности, в «Иволгах», как и во всем пассажирском транспорте компании, работает система обеззараживания воздуха. Ее эффективность определили многочисленные испытания, проведенные профильным институтом Роспотребнадзора. Кстати, в будущем электропоезд планируют сделать еще более комфортным. «Трансмашхолдинг» уже сейчас работает над новой модификацией состава. Причем разработчики также опираются на мнение пассажиров, в частности, продумывают и вопрос увеличения количества кресел для повышения вместимости состава, расположение поручней. Экологичный подход в деталях Новое время диктует иные требования не только к комфорту пассажиров, но и к экологичности самого транспорта. Даже самая высокотехнологичная разработка не должна нарушать среду, для которой она создавалась. И, с точки зрения урбанистов, «Иволга» идеально вписалась в пространство мегаполиса. — Рельсовый транспорт сегодня признан более «дружелюбным» по отношению к окружающей среде, — поясняет Мария Роженко, доцент факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ. — Кроме того, одним из преимуществ нового электропоезда является высокая провозная способность: по нашим оценкам, «Иволга» может перевозить в одном направлении до 15 тысяч человек в час. Для сравнения: за тот же час по одной полосе проезжают только 800 автомобилей. В целом, реализация всего проекта МЦД позволит разгрузить транспортную инфраструктуру столицы на 10-12%. От технологичного до народного Еще одно важное преимущество МЦД — это частота движения поездов. Они ходят каждые 5-7 минут, что позволяет пассажирам из Подмосковья точнее рассчитать время на дорогу и не ждать поезда слишком долго. Этот факт, как и благоустроенные зоны ожидания, роднит диаметры с метро. Фактически МЦД и есть новые наземные ветки метрополитена, связывающие столицу с областью. Движение по первым двум диаметрам открыли 21 ноября 2019 года. Маршрут МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» связал Одинцово и Лобню, а МЦД-2 «Курско-Рижский» — Нахабино с Подольском. С 20 станций МЦД можно пересесть на метро и Московское центральное кольцо. При этом различные виды транспорта объединяет билетная система. В частности, при оплате проезда картой «Тройка» по тарифу «Кошелек» в течение 90 минут с первой валидации пересадка на метро и МЦК будет бесплатной. В будущем планируется открыть еще три диаметра: «Ленинградско-Казанский» от Зеленограда до Раменского, «Киевско-Горьковский» от Апрелевки до Железнодорожного микрорайон Балашихи и «Ярославско-Павелецкий» от Пушкина до Домодедова. По мнению урбанистов, интеграция железной дороги в систему метрополитена — экологичный способ снизить нагрузку на общественный транспорт мегаполиса. Так, подобный опыт успешно реализован в других странах: это и S-Bahn в Германии, и RER во Франции, и Overground в Лондоне. Теперь этот список пополнила и Москва с МЦД и «Иволгой», у которой есть все шансы помимо статуса самого технологичного российского электропоезда получить звание самого народного. При этом «Иволга» также претендует на звание самого отечественного поезда — на 90% состоит из комплектующих российского производства. Этот аспект, к слову, играет важную роль для экономики страны: «Тверской вагоностроительный завод», на чьих мощностях «Трансмашхолдинг» выпускает «Иволги», обеспечивает заказами 360 отечественных предприятий-производителей комплектующих из различных регионов страны. По оценкам холдинга, в 2019 году поставщики завода произвели для выпуска «Иволги» комплектующие на сумму 15,3 миллиарда рублей. Численность персонала, задействованного при изготовлении электропоездов, составляет 15 тысяч человек.

От коронавируса спасёт и до работы довезет: как «Иволга» меняет транспортные привычки
© Вечерняя Москва