Людмила Кац: «Мечты сбываются» 

Людмила Кац: «Мечты сбываются»
Фото: Deita.ru
В Приморской государственной картинной галерее есть собственное культурно-просветительское ежемесячное издание — газета «Картинная галерея». Редактор газеты — Людмила Михайловна Кац, старший научный сотрудник научного отдела. В этом году за добросовестный и безупречный труд, высокое профессиональное мастерство, достижение высоких результатов в просветительской, научной, издательской деятельности, активную работу и образцовое исполнение своих обязанностей, а также за значительный вклад в работу коллектива Людмила Михайловна Кац была награждена наградным знаком «Приморская государственная картинная галерея». ИА DEITA.RU Людмила Михайловна рассказала о газете и издательской деятельности галереи, о своём пути в журналистику, в музейную работу, о молодых художниках и о том, почему её огорчает феминизация в изобразительном искусстве.
— Когда появилась газета «Картинная галерея» и что стало этому причиной?
— Первый номер газеты вышел в декабре 2004 года. Причина? Мне захотелось отражать деятельность галереи в каком-то печатном органе.
— Какие они были, первые номера газеты?
— Первый номер был всего на две странички, но уже к следующему номеру мы поняли, что этого пространства не хватает, и стали делать газету на четырёх полосах. Первые номера были чёрно-белыми. Года через два мы решили, что говорить об искусстве и репродуцировать художественные работы без цвета нельзя, и пошли на такой шаг — пусть платить за цветную печать намного дороже, но стали работать в цвете. В первых номерах, что называется, нащупывали свои темы и рубрики, самое главное для нас было — отразить жизнь галереи. Однако хотелось не только информировать о том, что происходит сейчас, но и показывать читателям богатство художественного фонда, останавливаться на историях отдельных произведений и авторов.
— Кто пишет для газеты?
— Научные сотрудники, руководители отделов, руководство, ну и, естественно, я.
— Людмила Михайловна, Вы 15 лет делаете газету, что побудило взяться за это дело?
— Дело в том, что вся моя предыдущая жизнь, до картинной галереи, была связана с журналистикой, я 30 лет проработала в газете. По образованию я филолог, училась я в нашем университете в те добрые годы, когда была очень крепкая лингвистическая школа, очень сильные преподаватели. А когда мы переехали жить в Советскую Гавань, туда направили мужа, то мне не оставалось ничего другого, как пойти в газету. Это была городская газета «Советская звезда», тогда она выходила пять раз в неделю, а сейчас — толстушка.
— Кем Вы работали?
— Мои университеты начинались с очень робких шагов — начинала корректором. Очень быстро меня оттуда выудили, поскольку я так редактировала заметки, что от них «мокрого места» не оставалось. И мне сказали: нечего тебе там делать, иди в корреспонденты.
— Не оставляли «мокрого места» от заметок, что это значит?
— Это в том смысле, что в газете тогда было мало профессиональных журналистов. В основном с бору по сосенке, вот — как я. И стиль был у некоторых ужасный, и композиция, всё это мне не нравилось, материалы перерабатывала так, что тексты становились почти что моими. И меня быстро перевели в корреспонденты. Работала в отделе культуры и писем. У нас был очень хороший театр, там тогда базировалось мощное подразделение Тихоокеанского флота, и театр ТОФа, который сейчас во Владивостоке, работал в Советской Гавани, в посёлке Заветы Ильича Западной бухты. У нас была большая и яркая культурная жизнь. Тогда строился БАМ, и многого стоили бамовские десанты с артистами, поэтами и певцами звёздной величины. Приезжали на гастроли знаменитости — композиторы, работники эстрады. Ну, и городская культура, её успехи и проблемы. Так что писать было о чём.
Потом получила большой опыт режиссуры газеты, работая ответственным секретарём. В то время, когда ещё не было «цифры», не было компьютеров, это была очень тяжёлая работа. Кроме того, что на ответственного секретаря ложилась и редактура, и газетная политика, так ещё надо было и технически высчитывать строчки, чтобы на странице не было «хвостов» и «дыр». Было много механической, рутинной работы. Когда сейчас начинаю верстать газету, то думаю о компьютере: «Какой же ты умница, как с тобой хорошо».
Работа в ежедневной газете — всегда гонка, раньше девяти вечера из редакции я не уходила, порой и до одиннадцати задерживалась, хотя работали мы с восьми утра. И у меня была мечта: «Вот бы газету раз в неделю выпускать — сделала бы её всю одна». Мечты сбываются, теперь сама делаю всю газету раз в месяц.
У меня за всё это время получилось тройное образование: моя словесность, моя журналистика, а сейчас уже, в какой-то степени, моё искусствоведение, потому что без знания искусствоведческих дисциплин и каких-то специфических моментов невозможно было бы сделать газету. И благодаря серьёзному научному окружению в галерее, её опытным сотрудникам, моё самообразование продолжается.
— Людмила Михайловна, из чего ещё состоит Ваша работа в картинной галерее?
— Кроме газеты, занимаюсь, пусть не очень глубоко, научно-исследовательской, научно-методической работой. Но, основное, конечно, редакторство. Галерея ведёт серьёзную издательскую деятельность. Буквально к каждой выставке издаётся каталог, а к некоторым и каталог-альбом. Наш директор  — очень активный человек, она все свои командировки использует для знакомства с новыми людьми, налаживания контактов с музейщиками, коллекционерами, выходит на пространства Интернета, и результатом этого становятся новые поступления в художественный фонд, из этого выходит много новых проектов. Не раз делились своими экспонатами для временных выставок , Русский музей, Третьяковская галерея, республиканские музеи, соседи по региону. Среди самых ярких арт-акций — большие показы произведений и его учеников из Русского музея, из нескольких музеев, уникальная выставка одной картины из знаменитых итальянских галерей Уфицци. Последняя — при спонсорской поддержке. Безусловно, без меценатства, без поддержки администрации края невозможны такие затратные акции. А их было немало, можно было бы назвать много других замечательных выставок. В этом году уже в пятый раз картинная галерея принимает Дни Эрмитажа во Владивостоке, с непременным мастер-классом по реставрации для музейщиков всего Дальневосточного округа. Особенно к таким масштабным проектам выпускаются серьёзные альбомы-каталоги. Сейчас работаем над подробной каталогизацией коллекции приморских художников. Я тоже задействована.
— Есть ли у Вас газетные материалы, которые особенно дороги?
— Дороги те работы, над которыми пришлось много думать, размышлять. Например, обзорный материал, написанный по XII зональной выставке «Дальний Восток», прошедшей в Петропавловске-Камчатском. Не присутствуя на выставке, а по альбому, по репродукциям, сделать анализ экспозиции, творчества отдельных художников, тут, конечно, пришлось поработать. О других музеях, о галерейщиках люблю писать.
— А что в работе над газетой для Вас самое любимое?
— Режиссура газетная — как выстроить газету, как её подать, проиллюстрировать, как совместить все материалы, это, пожалуй, самое для меня интересное.
— А в журналистской работе?
— Молодые художники. Мне очень нравится писать о них. Сейчас для меня великолепное открытие — молодая художница Светлана Фирюлина. Она очень интересна своеобразным художественным языком, вызывает уважение большим трудолюбием. И ещё мне нравится интервьюировать художников.
— С кем из художников Вам было особо интересно говорить?
— Это не художник, а первый профессиональный дальневосточный искусствовед — Виталий Ильич Кандыба. Беседа с ним в самом начале моей работы дала очень много для саморазвития, он буквально влюбил меня в приморское изобразительное искусство. С Владленом Александровичем Камовским интересно разговаривать. Он очень любит Владивосток, а ещё он очень хорошо знал художников, которых я уже не застала живыми. Очень интересными были встречи с известным приморским художником Юлием Семёновичем Рачёвым, многое дал диалог со Степаном Фёдоровичем Арефиным. Остались газетные материалы и после других бесед с большими художниками.
— Вы сказали, что Вам интересны молодые художники, что особенно интересно в них?
— Интересно то, как развивается процесс изобразительного искусства в крае. И мастерство, смогут ли поддержать авторитет нашей приморской школы те художники, которые выходят сейчас из института. Интересны их поиски, стремления. Интересно, достойны ли они в будущем тех, на плечах которых они, в общем-то, и стоят.
— Можете поделиться своими наблюдениями?
— Будущее есть, но есть и грустное у меня ощущение от того, что в институт сейчас в основном пошли женщины. И это немножко огорчает: всё-таки женский взгляд на жизнь и мужской различны. Художник в основном — это мировосприятие. То, как он понимает мир, как он его видит и что он хочет сказать об этом мире. А нынешняя феминизация в изобразительном искусстве сужает мировоззренческий аспект, эстетические подходы. Хорошо, когда много разного.
— У Вас есть мечта?
— Если говорить о житейском, то это путешествия. Мой самый любимый музей — Прадо в Мадриде, я была там несколько раз. Бывала и в других знаменитых европейских музеях, но, конечно, осталось много не посещённых. Вот в них бы и побывать, если говорить о мечте.
Видео дня. Кому достанется «Ералаш» после смерти Грачевского
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео