Войти в почту

Создание доступной среды для маломобильных групп населения: проблемы и пути решения

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики. Проведение государственной экспертизы проектов строительства приобретает в этом процессе особенно большое значение. «Доступная среда» на 2011–2020 годы – государственная программа, призванная облегчить жизнь людей с ограниченными способностями и дать им возможность максимально интегрироваться в общество, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года № 1297. Первый срок реализации данной программы был осуществлен в период с 2011 до 2012 года. Следующие этапы ее реализации производились в 2015 и 2018 годах. Четвертый этап осуществляется в 2019 году. Окончание программы планируется в 2020 году. Доступная среда — это среда обитания, объекты строительства и транспорта, информации и связи, спроектированные с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с ограниченными физическими возможностями вести независимый образ жизни. В настоящее время в стране реализуются масштабные программы по новому строительству, реконструкции, капитальному ремонту зданий и сооружений, разрабатывается проектная документация нового поколения с учетом требований действующих нормативных документов, отвечающая современным требованиям по условиям эксплуатации и безопасности. Одним из разделов такой проектной документации является раздел «Мероприятия по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Оценка проектных решений в этой области является непосредственной задачей экспертной деятельности. Процесс проведения государственной экспертизы проектной документации в части мероприятий по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения включает в себя: 1) Анализ исходных данных для проектирования; 2) Определение перечня нормативных документов, используемых при проведении государственной экспертизы проектной документации в части мероприятий по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения; 3) Оценку проектной документации в части мероприятий по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения: ●оценку соответствия принятых решений исходным данным для проектирования (заданию на проектирование и иным нормативно-правовым актам); ●оценку соответствия содержания рассматриваемого раздела проектной документации требованиям Положения; ●оценку соответствия требованиям законодательных актов, стандартов, сводов правил и нормативных технических документов, в части мероприятий по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения; ●оценку соответствия предусмотренных мероприятий проектным решениям, данным и сведениям, представленным в других разделах (подразделах) проектной документации. Оценка содержания рассматриваемого раздела проектной документации производится в соответствии с требованиями Градостроительного Кодекса, Федерального закона № 384-ФЗ, законодательными актами о градостроительной деятельности, а также иными действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативно-техническими документами и распорядительными документами. Помимо этого, эксперт руководствуется требованиями, указанными в пункте 27 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов», Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 (Положение). Требования указанного Положения распространяются на все здания и сооружения, входящие в объем проектирования рассматриваемого объекта в соответствии с заданием на проектирование. Данный перечень может быть дополнен другими нормативно-техническими документами, необходимость учета которых при разработке проектной документации установлена заказчиком в задании на проектирование и которые не противоречат стандартам и сводам правил, установленным требованиями федеральных законов. Оценка соответствия проектной документации требованиям законодательных актов, стандартов, сводов правил и нормативно-технических документов, в части мероприятий по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, распространяется на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг, а также на информационное и инженерное обустройство зданий, сооружений и земельных участков. Критерии доступности, по которым осуществляется проверка представленных проектных решений экспертом: ●условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения по участку к доступному входу в здание с учетом требований СП 42.13330. Эти пути должны стыковаться с внешними по отношению к участку транспортными и пешеходными коммуникациями, специализированными парковочными местами, остановками общественного транспорта; ●беспрепятственное движение по коммуникационным путям, помещениям и пространствам; ●достижение места целевого назначения или обслуживания и пользования предоставленными возможностями; ●возможность воспользоваться местами отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания. Критерии безопасности, по которым осуществляется проверка представленных проектных решений экспертом: ●возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий (в том числе используемых отделочных материалов); ●возможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска; ●отсутствие плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; ●предупреждение потребителей о зонах, представляющих потенциальную опасность; ●пожарная безопасность. Критерии информативности, по которым осуществляется проверка представленных проектных решений экспертом: ●использование средств информирования, соответствующих особенностям различных групп потребителей; ●своевременное распознавание ориентиров в архитектурной среде общественных зданий; ●точная идентификация своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения; ●возможность эффективной ориентации как в светлое, так и в темное время суток; ●возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования по зданию. Данные критерии оценки проектных решений экспертом применяются как к новому строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства в части объемно-планировочных решений, так и к генеральному плану. При рассмотрении Главгосэкспертизой России зданий непроизводственного и производственного назначения основное внимание уделяется следующим аспектам: При новом строительстве общественные здания и сооружения: ●входы в здание; ●пути движения к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания; ●вертикальные коммуникации (лестницы и пандусы); ●лифты, подъемные платформы и эскалаторы; ●решения зданий и сооружений, обеспечивающих безопасность маломобильных групп населения; ●санитарно-бытовые помещения; ●основные требования к дошкольным образовательным учреждениям и общеобразовательным и специальным учреждениям. Так, особое внимание уделялось обеспечению доступа людей с ограниченными физическими возможностями на стадионы (по требованиям СП 59.13330.2012 – 5%, а по требованиям ФИФА – 1%. Принятыми решениями предусмотрен 1 %, что было обосновано в специальных технических условиях). Жилые Здания: ●при проектировании жилого здания должны быть обеспечены условия для жизнедеятельности маломобильных групп населения, доступность участка, здания и квартир для инвалидов и пожилых людей, пользующихся креслами-колясками, если размещение квартир для семей с инвалидами в данном жилом доме установлено в задании на проектирование; ●в зданиях государственного и муниципального жилищных фондов доля квартир для проживания семей с инвалидами, пользующимися креслами-колясками, устанавливается в задании на проектирование органами местного самоуправления (квартиры для семей с инвалидами следует размещать, как правило, на первых этажах); ●входы в здание; ●пути движения внутри здания; ●вертикальные коммуникации (лестницы и пандусы); ●лифты, подъемные платформы; ●решения зданий и сооружений, обеспечивающих безопасность маломобильных групп населения; ●санитарно-бытовые помещения. Производственные Здания: ●при создании на предприятии цехов или складов (участков), предназначенных для использования труда инвалидов, следует руководствоваться также едиными санитарно-эпидемиологическими правилами для предприятий (производственных объединений), цехов и участков, предназначенных для использования труда инвалидов и пенсионеров по старости, требованиями СП 59.13330.2012. Основные пути решения проблемных вопросов при формировании доступной среды обитания для маломобильных групп населения При подготовке проектной документации для обеспечения доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда необходимо предусматривать минимальные требования для безопасного осуществления необходимой деятельности маломобильных групп населения. Для комплексного использования зданий для маломобильных групп населения необходимо, прежде всего, определить основные функционально-типологические группы зданий и сооружений, их наполняемость, местные условия и т.д. При проектировании необходимо учитывать два принципиальных подхода к созданию доступной среды. Первый принцип – «универсальный дизайн», предусматривающий изготовление предметов, обстановок, программ и услуг, в максимальной степени пригодных для использования всеми людьми. Полностью требования «универсального дизайна» возможно исполнить в отношении объектов нового строительства (реконструкции, капитального ремонта). Второй принцип – «разумное приспособление», там, где возможно, с точки зрения соизмерения необходимости и возможности, приспособление окружающей обстановки под нужды инвалида, с учетом, с одной стороны, его потребностей, а с другой – имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения. Именно этот подход наиболее приемлем в условиях реставрации, реконструкции объектов культурного и исторического наследия, а также в решении проблем доступа у действующим объектам, введенным ранее утверждения действующих норм и требований. Вместе с тем при подготовке проектной документации в части обеспечения доступа маломобильных групп населения современные нормативные требования не полностью учитывают создание полноценной среды обитания для маломобильных групп населения, так, например: ●несовершенство законодательного и нормативного регулирования создания доступной среды для маломобильных групп населения из-за рекомендательного характера для исполнения части норм и правил; ●несоответствие норм, в части размещения маломобильных групп населения на стадионах международным требованиям ФИФА и КХЛ; ●не определены стандарты проживания (в части жилых помещений) для инвалидов и членов их семей; ●отсутствует законодательно закрепленный принцип непрерывности путей движения маломобильных групп населения, в том числе для объектов культурного наследия. Решение данных проблем за счет формирования отдельных элементов более невозможно, в данных случаях инвалиды находятся на площадках доступности посреди в целом недоступной среды. Для решения данных проблем необходимы комплексные усилия Минстроя России, Минздрава России, Минсоцзащиты России, а также соответствующих ведомств и организаций. В целом создание доступной среды для инвалидов повысит уровень социальной адаптации и интеграции маломобильных групп населения в современное общество, их социальную защищенность. Андрей Сергеевич Зарубин. Геннадий Вадимович Чистяков. Абдуллаев Дмитрий Абаевич. Публикация за третий квартал 2019 года.

Создание доступной среды для маломобильных групп населения: проблемы и пути решения
© Главгосэкспертиза России