В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Вдова актера Виктора Павлова: Перед смертью Витя увидел что-то странное в окне...

Актриса , супруга , прославившегося ролью студента в комедии «Операции Ы» («Билет номер девять. Приём!») и друга Шарапова – Левченко в фильме «Место встречи изменить нельзя», рассказала о жизни с ним и о его слезах уже после смерти.
Вдова актера Виктора Павлова: Перед смертью Витя увидел что-то странное в окне...
Фото: ИД "Собеседник"ИД "Собеседник"
24 августа – день памяти артиста. Виктор Павлов ушел из жизни в 2006 году. Накануне Татьяна Говорова дала интервью Sobesednik.ru.
– «Место встречи изменить нельзя», «Адъютант его превосходительства», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «О бедном гусаре замолвите слово» – когда по телевизору показывают фильмы с участием Вити, всегда смотрю, – признается нам Татьяна Николаевна. – До сих пор ношу перстенек, который он мне подарил. В в антикварном магазине купил камею, а уже в заказал серебряную огранку. Витя так был доволен, что я ношу его, не снимая
Витя ушел 24 августа 2006 года. Он сидел на стуле в комнате. Я собиралась в магазин за хлебом. «Ты на улицу?» – спросил он меня. Говорю: «Я быстро, только туда и обратно». А он показывает на окно: «Посмотри». «Что там, Витя?» – спрашиваю. На улице светло, тепло, облачка по ясному небу плывут. Ничего необычного. «Ну, вот же! Как ты не видишь!» – с досадой говорит он. Сколько не вглядывалась, ничего этакого не заметила.
«Ну, ладно... Иди», – сказал Виктор. Возвращаюсь – и сразу на кухню. Кричу: «Витенька, иди обедать! Сейчас разогрею». И тишина в ответ. Захожу в комнату. Витя по-прежнему сидит на стуле. Но его уже нет... До сих пор мучаюсь, думаю: и что он увидел тогда в окне?!
Соблазнила венгерским купальником
– Когда Витьку увидела в первый раз, он вовсе меня не впечатлил, – смеется Говорова. – Это было весной 1965 года. К тому времени я уже служила в театре имени Ермоловой, а он пришел к нам из «Современника», где успел поработать пару лет после окончания театрального училища. Помню, собрались мы в репетиционном зале на первую читку пьесы Джона Пристли «Время и семья Конвей». Виктору досталась отрицательная роль Эрнеста Биверса — молодого скромного парня, который с годами превращается в богатого самодовольного мерзавца. А я играла подругу семьи Конвей Джоан Хельфорд. И вот нам его представляют. Он встал, пошатываясь. Заметно, что волнуется страшно. Краснеет, бледнеет, ухо чешет постоянно. Я еще недовольно подумала: «Каких же нервных в театр набирают!» Но со временем он освоился, стал поспокойнее.
Однажды мы собрались в квартире у одного нашего артиста. Общались, смеялись. Я на диванчике сидела, Витя поодаль на стуле. Вдруг он взял гитару и запел романсы. Тут у меня словно мороз по коже: такой прекрасный голос, печальные глаза. Во время песни я словно увидела его душу, такую ранимую, добрую. А потом он отложил гитару, подошел ко мне и говорит: «Ты сидишь как-то неудобно. Давай подушечку подложу». И слегка коснулся моей руки. Вот тут, что называется, меня словно током ударило. Скажу честно, тогда Витька как-то спокойно ко мне относился. Я же после того вечера только о нем и думала.
Вскоре мы отправились на гастроли в Ростов-на-Дону. Ну, думаю, там-то я тебе покажу. А у меня был такой красивый купальник, который мне сшили в : бикини с сеточкой. Мне же 25 лет было, фигурка тоненькая такая, купальник сидел на мне идеально. И вот, когда мы компанией пошли на пляж, я его надела и специально перед Витей красовалась. Думаю, тогда-то он меня и оценил по-настоящему.
На следующий день мы шли с друзьями по улице. Я увидела, что через дорогу продаются цветы. Вдруг подумала: «Если сейчас Витька купит мне цветок, значит, все у нас будет». И только такая мысль проскочила, Витя отделился от нашей компании, перебежал дорогу и подошел к цветочному торговцу. Вернулся и протянул мне большую красную розу. Мистика какая-та! За всю жизнь много цветов Витя дарил, но эту розу я запомнила навсегда.
«Признался мне в любви и заплакал»
Месяц мы гастролировали в Ростове-на-Дону, а потом поехали со спектаклями в . Наши отношения пока не развивались, все было на уровне улыбок и взглядов. Приезжаем в Кисловодск. На вокзале выясняется, что Павлову не хватило жилья. Всех разместили по съемным комнатам и квартирам, а про него почему-то забыли. Он так и остался на вокзале ждать, пока ситуация не прояснится.
Меня поселили с подругой в квартиру одной старушки. Только мы там обосновались, подруга меня спрашивает: «А Павлова-то куда заселили?» «А он на вокзале так и остался», – отвечаю с досадой. Сама думаю: ищи теперь моего Витьку, город курортный, девчонок много, в момент приберут к рукам. И подруга мне советует: «Ты позови его к нам, договорись с хозяйкой». Поначалу наша старушка отказывалась, а потом махнула рукой: «Ладно, ведите своего парня». Я на вокзал побежала, Витька еще там был. Привела. Так он и жил с нами целый месяц, за ширмой храпел.
Через несколько дней мы пошли гулять. Сели в кафе, выпили шампанского.
И тут Витя начал что-то быстро-быстро говорить. Я сейчас и не помню какие слова, но что-то про то, как меня любит. Так Витя волновался! Сбивался, заикался. Я любовалась им в этот момент, такой он был настоящий, искренний. Ну, как ребенок! А потом вдруг заплакал и, пробормотав «Извини, мне надо выйти», убежал в туалет. Мое сердце было окончательно покорено.
Вернувшись в Москву, мы еще год «женихались». Все это время я ждала, что он сделает мне предложение. Но Витька молчал. Однажды я не выдержала, завела разговор о замужестве, заплакала. Все, как и полагается женщине. Витя не выдержал: «Все, успокойся, поехали подавать заявление». Только подошли к ЗАГСу, он усаживает меня на скамеечку и говорит, так серьезно, обдуманно: «Знаешь, мне ведь нечего тебе предложить. Жить нам негде, денег немного. Профессия актерская очень зависимая, сегодня есть работа, завтра — нет. Может, еще подумаем?!» Ну, начались эти мужские штучки! И только собралась снова зареветь, он вскочил: «Все, все, пойдем в ЗАГС!» Так и подали заявление.
Это потом я поняла, что Витя вовсе не уклонялся от женитьбы, просто как человек ответственный хотел предупредить меня, что будут трудности. Хотел все взвесить перед таким серьезным шагом. К тому же сам переходил в новый для себя период, такой взрослый, мужской.
С Олегом Далем говорил по-французски
– У Вити правое ухо было слегка оттопыренным. Из-за этого я иногда звала его «Витьушко», – продолжает Татьяна Николаевна. – Одно время допытывалась: почему ухо такое? Он каждый раз бормотал разное: то в юности покалечил во время борьбы, то сломали в уличной драке. Ну, не хочет человек отвечать, неприятно ему вспоминать! Я и не спрашивала потом. Кстати, говорят, что, увидев его ухо, режиссер в свое время пригласил Витю на роль студента Дуба в фильм «Операция Ы и другие приключения Шурика». Там ухо Павлова сыграло почти главную роль.
кадр из фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика»
При кажущейся легкости Витька в общении был человеком осторожным, не таким уж и открытым. Не раскрывал душу перед каждым нараспашку. Очень любил Олега Даля, Мишу Кононова и , с которыми учился вместе в театральном училище. Ох и проказничали они в свое время!
Например, Витя рассказывал, как они с Олегом Далем сдавали экзамен по французскому языку. Играли какую-то сценку, а текст на французском не выучили. Тогда написали фразы на листочках и разложили по аудитории в разных местах. Ходят, подглядывают и произносят слова. Вдруг кто-то открыл дверь, и листки эти сквозняком сдуло. Ребята не растерялись. Начали говорить абракадабру – все, что вообще знали по-французски. Не по сюжету. Все смеялись. А Вите и Олегу поставили пятерки за находчивость.
Во время съемок он не забывал и про семью. В любом городе в перерыве мог сбегать на местный рынок и купить нам домой что-нибудь вкусненькое. Помню, из Одессы, где снимали «Место встречи изменить нельзя» (в этом фильме Витя сыграл ) привез вкусной рыбки. Кстати, сыграть эту роль Витьке подсказала я.
кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
дал ему роман «Эра милосердия» братьев Вайнеров и предложил выбрать роль. Витя вечером убегал на очередные ночные съемки и сунул книгу мне, велел прочитать и рассказать ему впечатления. Так я увлеклась романом, что читала до утра. И больше всего меня впечатлила роль Левченко. Я ему потом и сказала.
Во время съемок фильма произошла неприятная заминка: у Володи Высоцкого (Жеглова) и у Володи Конкина (Шарапова) произошло какое-то недопонимание. Говорят, Высоцкий хотел, чтобы его партнером был . А тут — Конкин. Ну, и не заладилось что-то у них в отношениях. На съемках в Одессе после очередной размолвки Володя Конкин решил все бросить и уехать. Ушел со съемочной площадки в гостиницу вещи собирать. Витя пошел следом. Пришел к нему и говорит: «Уехать ты всегда успеешь, пойдем прогуляемся». И пошли они на набережную. Там раньше был институт марксизма-ленинизма, где стояли скульптуры этих вождей пролетариата. И вот под ними Витя начал проигрывать сам с собой сцены Конкина. Но делал это с долей комедии.
Володя потом рассказывал: так хохотал, что вовсе забыл об обидах и сомнениях. Решил снова пробовать сниматься. Так Витя вернул Конкина в «Место встречи».
Помню, после выхода на экраны фильма «Адъютант его превосходительства», где Витя сыграл бандита Мирона Осадчего, мы пришли в магазин. А там очередь. Стоим. Вдруг какая-та наглая девушка, расталкивая всех, стала пробираться к прилавку. Виктор ее решил осадить: «Девушка, встаньте в очередь, как все. Видите, тут же и бабушки стоят». Эта девушка повернулась к нам и сказала со злостью: «Ты на экране сволочь, такой же и в жизни!»
Птиц называл именами артистов
– Помню, когда была беременная, устроила ему истерику, – вздыхает Говорова. – В таком положении женщины часто становятся обидчивыми и капризными. Ну и говорю ему: «Вот раньше ты за мной лучше ухаживал – романсы пел, цветы дарил, мы на шашлыки часто выезжали. А теперь все закончилось?!» И в слезы. Он покраснел, запыхтел и ответил: «Танечка, птица поет один раз...» И вышел из квартиры. Я тогда оторопела, даже слезы высохли. А через час он приносит домой горячий шашлык, целует меня и угощает. Оказывается, купил мясо, шампура, разжег во дворе дома костер и сделал для меня шашлык. Вот такой был непредсказуемый.
Хозяйственный был очень. Правда, бывало, эта хозяйственность шла не впрок. Как-то приехал с гастролей по Чехословакии. Прихожу я на Киевский вокзал встречать. Смотрю: выходят из поезда Витя и Боря Клюев, выгружают на перрон коробки. Много коробок. «Это все обувь», – с гордостью говорят мне. Кое-как довезли все это до дома. Оказывается, в каком-то маленьком чешском городишке они нашли комиссионный магазин. И на суточные (а они вообще крохотными были) накупили уцененную обувь. Витька наказал мне сдать эти туфли и ботинки в советские «комиссионки», дескать, у нас подороже будет, заработаем. Но никто у меня обувь так и не принял, настолько она оказалась непригодной. Потом Витя все это сдал за копейки какому-то грузину.
Витя очень любил нашу дочь, делал все, что она желала. Вместе они ездили на Птичий рынок, приносили оттуда всевозможных животных. У нас жили и песики, и кошечки, и хомячки. А еще жил у нас щегол. Витька же с детства любил птиц, умел «разговаривать» с ними на птичьем языке.
Помню, выпустили щегла полетать по квартире, а он пропал. Ищем его, найти не можем. И тут Витя засвистел как-то по-особенному. Прислушались, а щегол ему отвечает так тихо. Пошли по звуку: оказывается, за картину залетел и там застрял. А в Малом театре, где служил в последние годы, Витя устроил на чердаке голубятню. Дело в том, что с Виталием Соломиным они выпустили спектакль «Мой любимый клоун». И Виктор придумал, чтобы по ходу сюжета на сцену вылетали голуби. Под это дело он и попросил руководство разрешить ему завести в театре птиц. Носил им корм, пропадал с ними по вечерам. Он и меня с дочерью туда водил. Надо было видеть лицо Вити, когда он возился с птицами. Со стороны на счастливого ребенка был похож. Каждому голубю даже свое имя придумал – в честь легендарных артистов Малого театра. Самый озорной – это Игорь Ильинский, суровый — , важный — .
С Витей прощались на сцене Малого театра. Помню, подошла я к Витюшке, когда еще не пускали зрителей.
Стоим мы с Борей Клюевым. Я разговариваю с Витей, говорю ему что-то свое личное. Вдруг Боря шепчет: «Таня, смотри, он плачет». Действительно, по щеке Витеньки слеза потекла. И вовсе он не умер.
У меня и сейчас впечатление, что живой он. Смотрит на меня со стороны, иногда помогает, иногда подсмеивается. Но по-прежнему живой.