Войти в почту

Завершился первый рейс экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2020»

Теплоход Волжского государственного университета водного транспорта «Петр Андрианов» со студентами и учеными ведущих вузов Нижнего Новгорода и России дошёл до географической середины Волги Несмотря на пандемию, теплоход Волжского государственного университета водного транспорта «Петр Андрианов» со студентами и учеными ведущих вузов Нижнего Новгорода и России выполнил запланированную программу экспедиции и преодолел более 1300 км водных путей, дойдя до географической середины Волги. В этом году ученые достигли устья Камы, выполнив исследования в верхней части Куйбышевского водохранилища и в притоках Волги — Каме, Казанке, Ветлуге, Суре, Ватоме, Оке. Команда экологов из ВГУВТ продолжила исследования неоднородности водных масс реки Волга в районе ее притоков, а также в черте крупных городов; биологи из университета им. Н. И, Лобачевского искали виды-вселенцы зоопланктона, принесенные с балластными водами из Каспия; а географы из МГУ исследовали причины цветения Волжских водохранилищ. Для осуществления столь масштабных планов участникам потребовалось немало смелости и терпения. Многие работы выполнялись с моторной лодки. Однако Кама не была готова так сразу раскрыть ученым свои секреты: небольшой северный ветерок разогнал в камском устье сильное волнение, и работы с лодки пришлось отменить. Помня трагедию, внезапно произошедшую с теплоходом «Булгария» в 2011 году, ученые и экипаж «Петра Андрианова» не стали рисковать. Еще одним сложным для работы участком оказалась Волга в районе г. Казань. Ширина реки на этом участке довольно большая — более 4 км, но при этом на реке много островов и мелководий, густо заросших водной растительностью. Поэтому добраться до нужных точек оказалось непросто: лодочный мотор то и дело наматывал на себя плотные клубки водорослей. «Если бы не новый эхолот-картплоттер, который мы недавно приобрели, нам бы пришлось работать с лодки „наощупь“, что значительно снизило бы скорость нашего передвижения, и мы не смогли бы исследовать такое большое количество точек, — рассказывала Мария Смирнова, доцент кафедры гидродинамики, теории корабля и экологической безопасности судов ВГУВТ. — В этом году мы работали с открытой лодки из ПВХ на достаточно широких участках Чебоксарского и Куйбышевского водохранилищ. Конечно, там волна разгонялась достаточно высокая и короткая, и брызги от волн нещадно лились в лодку, заливая исследователей, которые своим телом защищали от влаги научное оборудование. Так что экипаж „Петра Андрианова“ заслуженно называл нас в этом рейсе „моченые ученые“». Благодаря увеличению длины маршрута к экспедиции смогли присоединиться ученые из Казанского филиала ВГУВТ и Казанского федерального университета во главе с Нафисой Мингазовой — профессором, зав. кафедрой природообустройства и водопользования вуза. Их работа позволила расширить спектр исследований: экспедиции: впервые будут изучены донные отложения, донные организмы, которые являются хорошими индикаторами водных загрязнений. Как отметили участники экспедиции, юбилейный рейс позволил не только интенсивно работать, но и насладиться интереснейшими экскурсиями по Казани и столице средневековой Волжской Булгарии, городу Болгар. Да и уникальная возможность перенять опыт по восстановлению водных объектов Казани у коллег из КФУ многого стоит. «Зона смешения Волги с Камой интересна для нас еще и особыми ветро-волновыми условиями, большими глубинами, — рассказал замруководителя экспедиции Егор Чебан, доцент кафедры гидродинамики, теории корабля и экологической безопасности судов ВГУВТ. — Наши коллеги из МГУ им. М.В. Ломоносова фиксируют, что из верхней части Волги в зону смешения с Камой поступает огромное количество загрязнений, составляющих питательную среду для сине-зеленых водорослей, поэтому вода в Куйбышевском водохранилище „цветет“ сильнее, чем в Горьковском и Чебоксарском. Это вызвано повышенной антропогенной нагрузкой, и тем, что данное водохранилище является старейшим в каскаде волжских водохранилищ, поэтому „болезни“ всех подобных гидросооружений проявляются в нем наиболее явно». В то же время вторая группа исследователей из ИПФ РАН под руководством д.ф.-м.н. Станислава Ермакова выполняла гидрофизические исследования в южной части Горьковского водохранилища с использованием современных методов дистанционного зондирования водной поверхности. Участники экспедиции благодарят руководство Казанского филиала ВГУВТ, ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» и ее филиала — Казанского района водных путей и судоходства помощь в организации и проведении сложной и длительной экспедиции. Второй рейс экспедиции планируется провести в сентябре, ученые будут работать в Горьковском водохранилище. Справка Проект Русского географического общества, Волжского государственного университета водного транспорта и вузов-партнеров объединяет вузовскую и академическую науку, участвуя в нем, студенты и аспиранты принимают непосредственное участие в проводимых работах, а экспедиционная программа насыщена лекциями и практикумами. Экспедиция «Плавучий университет Волжского бассейна» проводится уже в шестой раз и пятый год получает грантовую поддержку Русского географического общества, председателем попечительского совета которого является Президент РФ В.В. Путин. Кроме Волжского государственного университета водного транспорта в проекте участвуют ИПФ РАН, МГУ им. М. В. Ломоносова, ННГУ им. Н. И. Лобачевского, НГПУ им. К. Минина, Казанский государственный университет, Росгидромет и другие организации. Подтверждением актуальности выполняемых в рамках проекта исследований является активно растущий интерес к проводимой организатором проекта — ВГУВТом — всероссийской научной конференции «Проблемы экологии Волжского бассейна», в которой уже традиционно принимают участие ученые не только вузов России, но и институтов РАН. Уникальность данного проекта в том, что он объединяет теоретиков и практиков в решении самых острых экологических проблем Волжского бассейна.

Завершился первый рейс экспедиции «Плавучий университет Волжского бассейна-2020»
© "Время Н" РИА