Войти в почту

Евгений Никифоров: «Приморские предприниматели заключили экспортные контракты на 20 млн. долларов США»

Центр «Мой бизнес» несколько лет работает в Приморье. Основной его задачей является помощь приморскому предпринимательству, которая проходит в нескольких направлениях. За несколько лет филиалы центра уже открылись в нескольких приморских городах, охватив практически весь край. О том, какую работу ведет центр «Мой бизнес», рассказал в интервью его генеральный директор Евгений Никифоров. — Евгений Александрович, недавно стартовал акселератор «Энергия Экспорта». Он проходит в Приморье во второй раз. Расскажите, чем он отличается от первого? — Не побоюсь этого слова, но наш акселератор — это уникальная разработка. Конечно, сама тема акселерации не новая, уже два года во всех регионах они проводятся. Однако есть две или три модели, которые задали крупные федеральные игроки. В большинстве случаев там дается теоретическая часть, где разные эксперты говорят о том, как хорошо бы выйти на экспорт без какой-либо конкретной привязки. Мы пошли другим путем, сделали практический курс, где основные знания привязаны к конкретному рынку, в нашем случае — это Китай. Собственно, наш акселератор — это программа подготовки и продвижения на китайский рынок российских продуктов. В чем отличие? В прошлом году мы запускались первый раз в тестовом режиме, поэтому методику и взаимодействие мы отрабатывали. Точной модели не было, поэтому в основном он был информационно-обучающий курс, о том, как работать с Китаем, какой менталитет у предпринимателей, покупателей и другие вопросы, в том числе работа с контролирующими органами и юридические вопросы. В этом году в силу перехода всей торговли в онлайн, мы сделали наш курс ориентированным на электронные площадки. Выбрали не «раскачанные», а решили продвигать наших производителей в так называемых сообществах WeChat. Примерный принцип работы этих площадок напоминает продажи, как на сайте совместных покупок, то есть социальная сеть используется для того, чтобы небольшие предприниматели собирались и делали заказы. Всю работу мы проводим под ключ, если необходимо, сопровождаем предпринимателя, меняем упаковку, делаем сайт и помогаем вывести продукцию на рынок. В конце августа планируется вывоз первой партии на склад в Китай. В свою очередь, китайская сторона берет на себя часть услуг: логистика, размещение на складе, продвижение в течение года. Помимо этого, у нас законтрактовано время с тремя популярными стримерами в популярных социальных сетях Китая, порядка 200 часов. Планируется, что продукция пойдет по все районы Китая. У нас будет два склада один в Суйфуньхэ, а второй в Шанхае. Там же есть не только склад, но и витрина с продукцией, которой могут заинтересоваться китайские предприниматели. — Очень интересно, а какие приморские компании приняли участие в этом акселераторе? — У нас приняли участие 20 компаний, которые производят пиво, мороженое, алкогольную продукцию, крабовые палочки, сыр Тофу, молочную продукцию, шоколад, сиропы, лимонады, хлебобулочную продукцию. Кроме этого в акселераторе принимает участие туристическая компания. В следующем году мы планируем сделать акселератор, полностью посвященный туристическому бизнесу. — Вы сказали, пиво и алкогольная продукция, а насколько данная продукция проходит по законодательству, особенно при продаже ее на электронных площадках? — Надо не забывать, что в основном это площадка для B2B, поэтому сложностей здесь не возникает. Китайские продавцы покупают партии для дальнейшего распространения. В результате получается адресная программа, потому что мы поставляем то, что просит покупатель. Эта эффективная система, когда товар подбирают под конкретного продавца. Сейчас на площадке размещено порядка 20 товаров, под которые мы подобрали производителей. — Видно, что это очень емкая работа, как удалось достичь такого результата? — Нам удалось это сделать благодаря помощи ассоциаций китайских предпринимателей. Первый этап прошлого года дал нам такую дорожку. Мы вывели 15 производителей, причем только пять имели конечные продукты, остальные были с идеями и услугами. Так, китайцы увидели, что мы серьезно настроены на работу. Их первоначальный заказ был на 100 товаров. — Вся работа проходит в рамках акселератора. Из чего состоит его курс? — Акселератор состоит из нескольких этапов. Первые четыре дня были посвящены теоретическому курсу, где предпринимателям давалась вся информация по китайскому рынку, в том числе менталитет китайцев, их законодательство, работа с контролирующими органами, защита товарных знаков, и последний день первого этапа был посвящен российской господдержке, на которую могут рассчитывать приморские субъекты МСП. В эти дни предприниматели смогли пообщаться со специалистами, как с российской стороны, так и с китайской, некоторые спикеры представляли и контролирующие органы. С 3 августа у предпринимателей начался курс индивидуального сопровождения. За каждым участником и его товарам был закреплен специалист, который даст полноценную консультацию, ответив на все возможные вопросы, которые возникнут у предпринимателей. Следующий этап планируется на 20-25 августа, когда в тестовом режиме будет отправлена партия продукции в Китай. Все участники предоставят по паллету своей продукции, а мы организуем машину, которая вывезет всю продукцию на склад в Китай. В течение недели с китайской стороны будет работать фокус-группа, которая по итогу выдаст все замечания по товарам. Для производителей это станет первым срезом, благодаря которому они смогут улучшить свою продукцию. Параллельно будет размещена информация на электронной площадке, и начнется продвижение товаров. После каждый продавец сможет видеть географию своих продаж, количество проданного, а его основной задачей будет только пополнение склада. Китайские предприниматели же будут работать с блогерами и собирать заявки. — У центра «Мой бизнес» есть еще один проект — это фестиваль «Сделано в Приморье». Недавно завершился третий из серии. Расскажите, как вы оцениваете их значимость для подготовки предпринимателей к экспорту? — Их оценивают сами участники и жители. У меня сложилось впечатление, что все оценивают их положительно. Жителям нравится, что вместо пустыря с голубями появилась площадка с интересными лавками, а не обычными палатками. С точки зрения участников, большая часть из них — это те, кто не может попасть в крупные сетевые магазины. Он не может продавать свои товары в крупные сети, то значит, мы ему предлагаем место на фестивале, чтобы он мог рассказать о себе, своей продукции, истории ее создания. Поэтому на фестивалях принято проводить мастер-классы, дегустации и другие мероприятия. Конечно, мы планируем усиливать данное направление. Сейчас — это фестиваль, а у нас есть идея создания постоянной ярмарки деревенских продуктов во Владивостоке. Точка примерно найдена, это будет в центре города, постараемся сделать такую ярмарку, где будут реализовываться продукты. — Интересно, а кто-нибудь из участников смог зайти на сетевые магазины или найти контрагента? — Для начала мы даем возможность рассказать о себе, а если кто-нибудь сделает запрос на переговоры, то мы постараемся их организовать, но сами в бизнес-процесс включаться не будем. Понятно, что в сетевых магазинах совершено другие требования к продукции и возврату. Однако по обратной связи одного из наших производителей пригласили продавать сиропы для кафе. Участники говорили, что сиропы готовы были практически закупить, но там были сложности с упаковкой, тара под сиропы слишком маленькая. Чем именно закончилась история, пока неизвестно, но уверен, что это можно считать одним из примеров, как разные предприниматели могут найти друг друга. С другой стороны, у нас хорошая медийная поддержка, поэтому о наших производителях узнают. — Для экспорта у участников фестиваля «Сделано в Приморье» есть какая-то перспектива? — Экспорт — это всегда другая сторона бизнеса, даже на небольшой площадке необходимо постоянное присутствие продукции. Совершено иные моменты операционной деятельности. К примеру, один из наших производителей из Лесозаводска никогда не занимался экспортом, сейчас мы ему в этом помогаем. Получаем вместе с ним необходимые документы, аккредитации. Модернизируем продукт, меняем упаковку, делаем дорожную карту, которую предпринимателю необходимо выполнить. Хоть мы все и делаем под ключ, главное активная позиция самого предпринимателя. — Когда будет четвертый фестиваль «Сделано в Приморье»? — Следующий фестиваль пройдет во второй половине сентября. Основная тема — дары тайги, то есть будет представлен мед и дикоросы, и все что с этим связано. Здесь самый сезон для пчеловодов, они успеют все упаковать и расфасовать. Мы планируем расширить территорию фестиваля, занять улицу Фокино, где раньше были ларьки. Там планируем разместить уличный стрит-фуд. Планируем сделать ее полностью пешеходной, обустроить посадочные места, сделать освящение и поставить лавки, где молодые предприниматели смогут попробовать свои силы в приготовлении еды. — Скажите, перед экспортом своего продукта, о чем в первую очередь нужно подумать предпринимателю, как подготовиться? — Мы стараемся давать знания предпринимателям и очень разнообразный инструментарий. Если говорить о «Школах экспорта», то у нас есть «Школа РЭЦ», которая работает по всей стране и охватывает все процессы, а сам курс предполагает 11 этапов. Уверен, что экспорт — это отдельное направление бизнеса и работа со всеми. Вариант «Я хочу торговать с Китаем» не работает. А вот если предприниматель готов развивать свой бизнес в этом направлении, то это сработает. — Первое полугодие уже прошло, сколько контрактов было заключено нашими предпринимателями-экспортерами и с какими странами? — Несмотря на пандемию, мы идем опережающими темпами. У нас основной наш куратор — Российский центр экспорта, является методологом и курирует нашу работу, оценивая ее каждый квартал. Вот по их показателям за первое полугодие у нас перевыполнение показателей: 27 предпринимателей заключили 54 экспортных контракта на сумму более чем 20 млн. долларов США. Это очень хороший результат, даже лучше, чем за весь прошлый год. Обычно деловая активность смещается на вторую половину года, а мы уже за первую успели такие планы воплотить. Наши предприниматели смогли выйти на рынки в США, Эмиратах, Евросоюза, Узбекистана, Казахстана, Мексики, Дании, Финляндии и Австралии. Получилась очень широкая география, так же хорошо и представлена продукция. Традиционно покупают нашу рыбу, БАДы начали продвигать в этом году, сою, семечки, продукты питания, строительные материалы, также на зарубежный рынок вышл ИТ-компания. Понятно, что в первом полугодии никто никуда не ездил, границы закрыты по сей день. Поэтому вся наша активность перешла в онлайн, начиная с февраля, мы стали проводить встречи с иностранными партнерами по видеоконференцсвязи (ВКС). В таком формате мы провели ряд переговоров с Гонконгом, Японией, Китаем, Индией и Казахстаном. В ближайшее время еще у нас онлайн-встречи с Узбекистаном, Вьетнамом и Монголией. — Если подводить итоги, то какие перспективы у приморских производителей? — В этом вопросе ключевое — знать, где какой продукт будет востребован. Если бы был такой идеальный рецепт, то мы все бы его делали, но таких знаний нет, поэтому наша задача — сделать максимальный охват, осветить и подготовить различную продукцию. Провести переговоры, и что выстрелит, то выстрелит. Напомню, что у нас 54 контракта уже заключено. А это говорит о том, что приморские продукты востребованы. — Два года назад для экспортеров малого и среднего бизнеса вы запустили «Электронную витрину» на международной торговой площадке Alibabа. Расскажите, какие основные компании на ней представлены и были ли заключены контракты с витрины? — На витрине представлена продукция, с которой могут знакомиться другие предприниматели. Это площадка для B2B, где отсутствует механизм продажи. Там представлено более 120 приморских производителей. По охвату на нее пришло более трех тысяч запросов с начала года с более чем 70 стран мира, ежедневно поступает около 20 сообщений. Там у нас есть золотой аккаунт, который отображает всю продукцию на верхних строчках. Будем размещать там продукцию до тех пор, пока не упремся в максимальную возможность аккаунта полностью. Однако если вообще говорить о подобных площадках, то наш Центр готов помочь предпринимателям разместить свою продукцию на любой площадке, начиная от китайских сайтов и заканчивая Amazon и другими ресурсами.

Евгений Никифоров: «Приморские предприниматели заключили экспортные контракты на 20 млн. долларов США»
© Deita.ru