Войти в почту

о том, как риторика BLM стала тайным оружием

«Корпорация публично извинится, подкинет несколько миллионов BLM или какой-нибудь антирасистской некоммерческой организации и заявит себя недавно «пробуждённой» — усвоив Ценный Урок о Системном Расизме без необходимости как-либо менять методы своей работы. Все эти извинения корпораций неизменно провозглашаются в СМИ победами над расизмом, но при этом качество жизни меньшинств, находящихся в неблагоприятном положении, никак не улучшается». Британская компания Marks & Spencer стала очередной мишенью ловкачей, которые стараются заработать на протестах движения «Жизнь темнокожих имеет значение» (BLM). Идёт настоящее пиршество для краснобаев и махинаторов в мире корпораций. Те же, ради кого они якобы стараются, оставлены за бортом. «Скрытый расизм», за который M&S пришлось коленопреклонённо извиняться, предположительно, проявился в наименовании расцветок бюстгальтера в онлайн-магазине. Первоначально компания защищала свою палитру, говоря о том, что это промышленный стандарт, не имеющий отношения к расе или цвету кожи, но потом изменила свою позицию. Что же изменилось? Недовольная покупательница, 29-летняя темнокожая женщина по имени Куси Кимани, обратилась к СМИ, чтобы обвинить магазин в том, что тот целенаправленно обозначил тёмно-коричневый оттенок как «табачный», чтобы вызвать отрицательные ассоциации, притом что названия более светлых тонов — «корица» и «ирис» — навевают более приятные мысли. Вариант «табачный» оставался на сайте M&S два месяца, но, когда к ней обратился британский таблоид The Mirror, компания спасовала и пообещала избавиться от злосчастного оттенка, взмолившись о прощении за то, что не сделала этого раньше. Кимани и The Mirror провозгласили победу. Но трудно понять, каким образом подобное третирование улучшает положение темнокожих где бы то ни было, даже тех, кто может позволить себе мучиться проблемами сытых — вроде того, какие ассоциации может вызвать описание предмета нижнего белья за 13 фунтов стерлингов. История с бюстгальтером — один из сотен подобных скандалов, происшедших за последние месяцы. Сценарий таков: к корпорации с капиталом в миллионы долларов заявляется ловкач и говорит о «проблеме» расового характера, и компания решает не защищать свою продукцию, а уступить социальному климату, в котором пойти наперекор политкорректности — это подписать себе финансовый смертный приговор. Далее события развиваются схожим образом. Ловкач может быть связан или не связан с BLM или какой-нибудь другой организацией борцов за социальную справедливость, но языком чешет профессионально, получает свои 15 минут славы, несколько появлений на телевидении, а если афера действительно удалась — возможно, даже денежную выплату или рабочее место. Корпорация публично извинится, подкинет несколько миллионов BLM или какой-нибудь антирасистской некоммерческой организации и заявит себя недавно «пробуждённой» — усвоив Ценный Урок о Системном Расизме без необходимости как-либо менять методы своей работы. Все эти извинения корпораций неизменно провозглашаются в СМИ победами над расизмом, но при этом качество жизни меньшинств, находящихся в неблагоприятном положении, никак не улучшается. Им не удаётся вылезти из долгов. Полиция не прекращает дёргать их на улицах. И не важно, снимет ли Amazon с продажи туфли, которые провисели на сайте несколько месяцев с оскорбительным «расистским» словом в описании, и пересмотрит ли M&S свою якобы оскорбительную палитру, — ситуация остаётся прежней. Amazon продолжает платить своим складским работникам мизерные зарплаты и выдавливать из бизнеса физические магазины, а M&S продолжает продавать одежду, сделанную в Бангладеш, где швеям платят менее половины прожиточного минимума. Получается даже ещё лучше — теперь такую деятельность можно называть «пробуждённой»! Кампании с требованиями извинений могут не помогать меньшинствам, но прекрасно способствуют разделению общества по расовому признаку. Когда белые сталкиваются с сетованиями на системный расизм, глаза у них заранее лезут на лоб: стало быть, «настоящие» расовые проблемы уже решены, раз темнокожие активисты (по крайней мере те, кого они видят по телевизору) заняты тем, что донимают HBO за показ «Унесённых ветром». СМИ радостно подхватывают эту тему, атакуя за якобы расизм всех и каждого — от женщин с макияжем до мужчин, рисующих фан-арт с маленькими пони. Корпорации начинают заранее отказываться от любой продукции или слогана, в которых можно разыскать хоть какой-то намёк на расизм (но при этом всегда что-нибудь упускают). И вот когда лёгкие мишени кончаются, а уверенность в себе уже окрепла, ловкачи решают взяться за структурные элементы западного общества: математику, историю, даже язык. Если кто-то ждёт, что корпорации встанут в первых рядах борьбы с новой «полицией мысли», он будет разочарован. Но жулики, которые проворачивают эту гигантскую махинацию, притесняют представителей всех рас, и нам будет разумно работать сообща, чтобы положить ей конец. Twitter автора — @velocirapture23. Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.