Войти в почту

Масштабное дорожное строительство кардинально меняет Крым

Капитальный ремонт дорог по нацпроекту и строительство новых трасс за шесть лет радикально преобразили Крым, дав региону огромный экономический потенциал. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал сенатор Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков. На днях в Керчи стартовал проект по восстановлению дорожного покрытия сразу на девяти дорогах - всего будет отремонтировано более 10 км участков улично-дорожной сети. Об этом отчитался городской муниципалитет. Работы ведутся в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", до декабря подрядчик АО "ВАД" проведет комплексные работы по замене полотна, реконструкции остановок транспорта и нанесению разметки. Но нацпроект – лишь часть глобального дорожного строительства в Крыму. В целом на полуострове развернута программа по восстановлению действующей дорожной сети и прокладке новых трасс. Протяженность автодорог регионального и межмуниципального значения в регионе составляет 6,1 тысячи км, из них в нормативном транспортно-эксплуатационном состоянии находится 23,5%. И это по итогам почти шестилетнего восстановления. К 2024 году в республике доля региональных дорог в нормативном состоянии уже составит не менее 38,8%. "Чтобы понять масштаб дорожного строительства в Крыму, нужно знать историческую подоплеку, - рассказывает Цеков. – С 1990-го по 2014 годы Украина построила на полуострове лишь одну трассу, прозванную "президентской". Это двухполосный участок асфальта в полтора десятка километров, по которому украинские президенты доезжали от аэропорта до своей дачи. Были попытки строить небольшие участки других дорог, но быстро проваливались. В итоге мы в Крыму шутили – если бы СССР, у нас и вовсе дорог никогда б не было. В поселках и городах украинские власти ограничивались лишь ямочным ремонтом, междугородные трассы были изрыты ямами и трещинами. Даже прочное советское наследие не выдерживало двадцатилетнего испытания временем и нагрузкой. После воссоединения с Россией ситуация кардинально изменилась. Повсеместно в рамках различных проектов и программ идет дорожное строительство, капремонт с заменой нескольких слоев асфальта, расширение магистралей, возведение сложных развязок. Крым буквально преображается, а его транспортные возможности улучшились в разы". "Таврида" связывает Крым Р260 "Таврида" для крымчан представляет особую гордость. Это строящаяся автомобильная дорога федерального значения Керчь-Симферополь-Севастополь, протяжённостью автодороги - 250,75 км. Автодорога соединяется с Крымским мостом между Крымом и Кубанью и уже стала важнейшей транспортной артерией для перевозки туристов и коммерческих грузов автотранспортом. Полный ввод трассы в эксплуатацию запланирован на декабрь 2020 года, хотя большая часть открыта для движения на максимальной скорости уже сейчас. Дорога специально обходит населенные пункты и спроектирована для безостановочного движения за счет многочисленных развязок, надземных пешеходных переходов и путепроводов. Крымчане подсчитали: если раньше по забитым пробками и испорченным дорогам путь от Керчи до Севастополя занимал в среднем 7 часов, то теперь потребует не более трех. Эти достоинства новой дороги уже оценили как туристы, так и грузоперевозчики. "Переоценить значение "Тавриды" для Крыма просто не получится – в комплексе с остальными дорогами она качественно меняет всю логистику, а значит, и экономику полуострова. Масштабы строительства при этом изначально поставили Крым перед серьезной проблемой. За годы "украинского периода" на полуострове были ликвидированы асфальтобетонные заводы, практически не осталось предприятий по дорожному строительству. Работать к 2014 году было нечем и некому. Сначала запросили подрядчиков с материковой России, но первыми приехали те, кто и раньше работал не особо успешно. Методом проб и ошибок удалось выбрать лучших, параллельно восстанавливаем базу дорожного строительства на полуострове. Ведь магистрали нужно постоянно обновлять, поддерживать, ремонтировать. Все это должно быть свое. С завершением "Тавриды" мы получим новую артерию. Однако она была бы неполноценной без сопутствующих трасс, которые масштабно ремонтируются в разных направлениях. И не только в "радиусе" столицы – Симферополя. Работы спроектированы таким образом, чтобы оптимально и эффективно обеспечить прокладку сразу ряда направлений для максимального экономического эффекта", - подчеркивает Цеков. Железные дороги в приоритете Во времена СССР считали важным поддерживать и развивать железнодорожную инфраструктуру Крыма – этот регион был экономическим субъектом с высоким потенциалом производства вина, сельхозкультур, промышленных товаров и даже стратегических – не стоит забывать о местных верфях, где строились в том числе и корабли для союзного флота. Поезда курсировали постоянно, обеспечивая пассажиропоток, поставки сырья и деталей. За "украинский период" местные железные дороги потеряли десятки километров поросших травой и заржавевших путей. А более или менее востребованные маршруты ремонтировались плохо. С 2014 года эта ситуация меняется довольно стремительно. Реализация проекта по электрификации Крымской железной дороги займёт до пяти лет и потребует сотни миллиардов рублей. Это сложная работа реализуется в несколько этапов и близка к завершению. "Если сравнивать Крым образца 2013 года и сейчас с точки зрения логистики, мы видим колоссальные изменения. Тихие и быстрые составы обеспечивают огромные грузоперевозки, турпоток получил новый транспорт, что всегда играет в плюс доходам региона от приезжих. Наладилось снабжение товарами, которые еще недавно с материковой части России приходилось долго и дорого доставлять паромной переправой. По сути, масштабное дорожное и железнодорожное строительство задало Крыму огромный экономический потенциал, который еще предстоит реализовать. За все это мы очень благодарны российскому руководству и россиянам – полуостров получил полноценную связь с остальными частями страны и теперь начинает полноценно экономически взаимодействовать. Москва изначально верно оценила "точки роста" для региона с учетом всех проблем и возможностей. Теперь остается только развивать крымскую экономику с учетом огромных полученных возможностей. Уже активно развивается туризм, массово возникают предприятия в самых разных отраслях – производстве, переработке, сфере услуг. И не исключаю, что через некоторое время при грамотной политике и задействовании всего потенциала Крым перестанет быть дотационным, выйдя на устойчивый экономический рост", - заключает Сергей Цеков.

Масштабное дорожное строительство кардинально меняет Крым
© ФБА "Экономика сегодня"