Войти в почту

Портовый ренессанс: как возрождается Северный речной вокзал Москвы

Реставрация Северного речного вокзала выходит на финишную прямую. Несмотря на то, что территория парка по-прежнему представляет собой большую стройку, основные работы уже завершены: проложены коммуникации и другие системы, обеспечивающие функционирование парка. Практически готовы и причалы вокзала, первозданный вид которых архитекторам удалось вернуть. Корреспондент РИА Недвижимость отправился на стройку, чтобы взглянуть, как специалисты интегрируют в историческую территорию современные технологии. Новое ретро Одна из главных целей при реконструкции территории Северного речного вокзала – воссоздать его по образцу 1937 года. Разумеется, за внешней оболочкой и архитектурными изысками будут скрываться современные технологии и материалы, уверяет директор ГКУ "УКРиС" департамента капитального ремонта Москвы Игорь Шарафетдинов. Примером того, что внимание уделено каждой детали, является забор, который будет тянуться от главного входа у Ленинградского шоссе до набережной, поясняет он. "Внешне – это тот самый забор, который стоял тут с момента открытия вокзала в 1937 году. Со временем его конструктивные элементы были утрачены, сейчас забор полностью воссоздается и будет ограждать весь парк", – поясняет Шарафетдинов. Специалисты стараются отреставрировать и воссоздать многие элементы на территории парка. "К примеру, нам приходится воссоздавать заново фонтаны на центральной аллее. От двух фонтанов, сохранилась только чаша одного, но и она уже лопнула, да и система подачи воды была в неудовлетворительном состоянии. Подземные коммуникации и насосное оборудование фонтанов пришлось фактически создавать заново", – указывает эксперт. По словам Шарафетдинова, у современных технологий возможностей больше. "Наша задача – внести современность так, чтобы ее не было видно, но чтобы она работала и делала парк лучше и комфортней", - говорит он. В прежнем виде останутся на территории парка Северного речного вокзала статуи, павильоны на причале и здание диспетчерской. "То есть все те вещи, которые хоть как-то сохранились до наших дней. Они будут отреставрированы. Это довольно сложная работа, потому что этот процесс предполагает использование тех же материалов, которые применялись при возведении объектов в то время. Реставраторы буквально по крупицам все воссоздают на основании старых чертежей и фотоматериалов. Также вся утраченная парковая мебель, которая есть в документах, будет возвращена на территорию", – поясняет он. Работа нон-стоп На вопрос о том, как два месяца простоя из-за пандемии повлияли на сроки, Шарафетдинов замечает, что было добавлено количество строителей и техники, благодаря чему работа сейчас не останавливается ни на минуту. "Мы планирует нагнать сроки. Будем стараться открыть парк к сентябрю. Все коммуникации уже проложены. Все, что вы сейчас видите торчащим из-под земли,– это для технического присоединения: тепло и свет, а также системы водоснабжения и водоотведения. Сейчас ставятся необходимые затворы, задвижки, которые обеспечат функционирование инженерных коммуникаций. Осталось все довести до ума", – отвечает эксперт. Деревья в парке посажены именно так, как все это выглядит на чертеже. Вообще озеленение в парке очень хорошее, поэтому мы его почти не трогаем, а бережно оббиваем каждое дерево на период строительства парка. По словам Шарафетдинова в парке отлично сохранились и исторические аллеи – кленовая и липовая. К ним планируется добавить различные виды кустарников и деревьев. Существующие посадки диктуют нам какие зеленые насаждения высаживать. Транспортный хаб После реконструкции речной вокзал, разумеется, не потеряет своей транспортной функции. Это при благоустройстве парка тоже надо было учесть, замечает Шарафетдинов. "Не забывайте, что через парк в сам вокзал идет большое количество людей. Он же будет речным хабом, через него нужно как-то перевозить людей, которые пришли не погулять, а отправиться на судах в путешествия", – объясняет он. Для этого по боковым аллеям запустят транспорт на электротяге – небольшие шаттлы, которые будут перевозить людей от входа к причалу. "Логистику прорабатывает Мосгортранс. Это актуально для речного круиза, ведь когда вы с чемоданами, сумками отправляетесь в поездку, то нужно обеспечить для вас максимальный комфорт", – уверен специалист. При этом парк останется и местом для тихого и спокойного отдыха. Вокруг большое количество микрорайонов, поэтому для всех категорий людей здесь найдется место. Главное, указывает Шарафетдинов, не перенасытить парк инфраструктурой, чтобы он не потерял своей привлекательности. "Она должна быть инсталлирована в парк очень аккуратно, чтобы людей это не раздражало. Он создан как образец садово-паркового искусства, симметричен и разделен на аллеи. Например, у входа в здание вокзала обустроят сухой фонтан, все конструкции которого уберут под землю", – поясняет он. Новая жизнь причалов Прибрежная часть речного вокзала также не осталась без внимания реставраторов. Они восстанавливали небольшие старые домики, которые растянулись по всему берегу. Но практического применения у них не будет, по крайней мере, в ближайшее время, отмечает начальник управления капремонта "Гормоста" Алексей Соколов. "Когда в 2018 году нам передали причалы, здесь было все заколочено, а внутри находилось сырое, разрушенное и ни к чему не пригодное помещение. При восстановлении мы ориентировались на старые фотографии. По эскизам смогли восстановить ротонды", – говорит он. Что касается причалов в целом, то подготовительные работы – разборка и демонтаж – начались в декабре прошлого года, а в марте этого года стартовал полномасштабный капремонт всех 17 объектов, находящихся на берегу Северного речного вокзала. Когда в 2018 году "Гормост" принял причалы в оперативное пользование, состояние их было запущенным. "Например, сейчас мы видим новые отбойные резиновые устройства. А тогда на деревянных брусах висели резиновые покрышки. Они слетали, и это наносило ущерб и урон как причалу, так и судну. Здесь не было системы подачи воды. А сейчас проложили новую систему водопровода. Можем заправлять любые суда. Здесь проведено электричество, чтобы суда не тарахтели дизелем, они смогут у причала запитаться электричеством для своих нужд", – поясняет собеседник агентства. По его словам, сейчас причалы находятся в финальной стадии готовности. Остались только контрольно-пропускные пункты (КПП), их скоро подгонят для монтажа. Раньше их было четыре, теперь будет пять. "Так как эти причалы имеют вторую категорию, то требуют и особых мер безопасности. Новые КПП нужны, чтобы люди не стояли в очередях, так как увеличится проходимость", – отмечает Соколов. Еще один финальный аккорд предстоит сделать под водой – это укрепление и углубление дна, чтобы к причалу могли подходить суда с осадкой 3,5 метра, что на полметра больше прежнего допустимого значения. "Мы уже оборудовали свайное поле и причальные стенки. Сейчас укрепляем дно бетонными плитами. Ранее корабли винтами забирали песок, подмывали сваи, а весь песок уходил в реку, что наносило урон и вред причалам. Теперь все дно в пяти метрах от берега будет застелено бетонными плитами", – указывает Соколов. Таким образом, ко Дню города в начале сентября причал будет готов к открывшейся недавно навигации, уверяет эксперт.

Портовый ренессанс: как возрождается Северный речной вокзал Москвы
© РИА Недвижимость