Войти в почту

Анастасия Преображенская: описание проекта должно убедить грантодателя в вашей способности его реализовать

Анастасия Преображенская более 15 лет занимается социальным предпринимательством в области профориентации молодежи, спорта и ЗОЖ, поддержки семей и слабозащищенных групп населения. В интервью порталу Координационного совета Некоммерческих организаций России президент Фонда содействия развитию науки, образования и медицины, Исполнительный директор Ассоциации благотворительных фондов поделилась практическими советами по подготовке заявок на государственные гранты. − По какому принципу сейчас оценивают грантовые заявки? − Основной принцип – это проектное мышление. За последние пятнадцать лет оно вошло в практику повседневной работы государственных органов и крупных корпораций: я принимала участие во внедрении проектного мышления в Роснефти и РЖД, делала крупные федеральные проекты с министерством образования и министерством культуры РФ, с Правительством России. Везде работает этот принцип, его применяют и при оценке грантовых заявок. Сегодня тема работы с грантами и субсидиями набирает обороты, поэтому проектное мышление полезно очень многим, особенно молодым предпринимателям, которые стремятся получить поддержку и финансирование своих проектов. − Как должен быть представлен проект, чтобы он впечатлил грантодателя? − Общее правило: описание проекта должно убедить грантодателя в вашей способности его реализовать. Проект нужно представлять подробно, ясно и логично, для этого существует даже особое понятие «цельность проекта» или «логика проекта». Нужно показать измеримость и достижимость целей, называть четкие сроки и критерии оценки, показать умение подобрать команду и распределить роли. Если речь идет о получении государственной поддержки, важна социальная значимость проекта. В грантовой заявке должны быть четко описаны целевые социальные группы, обоснована актуальность задачи, показана конкретная польза, которую получит целевая аудитория от реализации проекта. − Какие ошибки чаще всего совершают люди, подающие заявки на гранты? − Самая частая ошибка, которую я вижу во все годы работы в грантовых комиссиях – это как раз пренебрежение проблемным полем. Претенденты на грант начинают представление проектов с себя, своего опыта, компетенций и желаний. А на первом месте должна находиться проблема, актуальная для целевой аудитории. Вторая проблема – это неумение отличать проекты от постоянных задач организации. Проекты нужны, когда у организации нет достаточных финансовых и кадровых ресурсов для реализации качественных изменений в какой-либо конкретной области. Проект позволяет аккумулировать эти ресурсы и решить конкретные задачи в четко определенные сроки. И это должно быть видно в заявке. Еще одна распространенная ошибка – отсутствие сведений о команде. Уже на этапе подачи заявки на грант уже нужно понимать, с какой командой вы работаете. Потом обстоятельства могут измениться, состав команды – тоже. Но грантодатель должен видеть, что вы умеете формировать команду и распределять роли, что в деталях представляете организацию мероприятий (вплоть до закупки воды и оплаты модераторов), все инструменты продвижения, от разработки сайта до выпуска полиграфии и организации фото- и видео-съемки. Есть еще более тонкие нюансы, которые создают правильное впечатление о проекте и помогают ему получить поддержку. Например, команда проекта должна быть немногочисленной, а уровень оплаты в социальных проектах принято планировать на нижнем рыночном уровне или чуть ниже, суммарно на фонд оплаты должно приходиться не более 20-30% гранта. Командировочные расходы прописываются только для штатных сотрудников, все расходы на поездки проектной команды относятся к расходам на проведение мероприятий. Все оборудование, которое будет приобретено для воплощения проекта, должно быть строго привязано к целям. Бюджет заявки сам по себе является критерием, и эксперты обращают внимание на то, как вы планируете им распорядиться. И таких нюансов много. – На какие проекты легче получить гранты – на масштабные или небольшие? – Грантодатели заинтересованы в максимальном охвате и широком вовлечении, поэтому часто предпочитают профинансировать ряд небольших сильных проектов, нежели один большой, который полностью исчерпает выделенный бюджет. Поэтому крупный проект можно дробить на несколько заявок, нацеленных в одном направлении. Многое зависит и от квалификации проектной команды. На первых этапах я бы не советовала брать проекты большой длительности, лучше начать с небольших, на три месяца, полгода или год. Да и грантодатели обычно рассматривают проекты до года. – Какие грантовые платформы вы можете посоветовать тем, кто сейчас задумывается о получении государственных субсидий на проектную деятельность? – Мой совет – начать с изучения трех основных источников государственного финансирования. Это единая платформа Фонд Президентских грантов, Росмолодежь (там можно подавать заявки от физлиц моложе 30 лет), а также региональные социальные гранты – Гранты Мэра Москвы и другие губернаторские. Если речь идет о коммерческих или отраслевых проектах – нужно обращаться к частным грантодателям, правда там нужно быть готовым к более высокому конкурсу. Электронные платформы для подачи заявок достаточно развиты, и с их помощью можно создать правильно структурированную заявку, чтобы представить свой проект. Узкие места в работе над грантовыми заявками. Советы эксперта 1. Не увязнуть в креативе Многие команды тратят немного застревают на этапе разработки идеи проекта, и на тщательную проработку проекта энергии уже не остается. Бороться с этим поможет алгоритм управляемого мозгового штурма, который использовали на студии Уолта Диснея, когда разрабатывали всемирно известных мультперсонажей. Сейчас он стал золотым стандартом командной работы в креативных областях. Во время мозгового штурма команде сначала дается время на креатив (от 40 минут до полутора часов), затем наступает этап критики, а затем – рационализация, то есть отбор жизнеспособных предложений. На этом разработка идеи окончена, и ее нужно превращать в проект. 2. Описать все значимые элементы проекта. Типового описания проекта не существует: расстановка логических акцентов всегда зависит от того, кому эта заявка будет представлена. Но есть необходимые элементы, которые обязательно должны быть в описании проекта: ● Проблема ● География и сроки (укажите дату начала и окончания проекта, а не только длительность) ● Цель и задачи ● Целевая аудитория ● Механизм реализации и календарный план ● Команда и партнеры проекта ● Продукт проекта (результаты) ● Экономика проекта (расходы, прибыль) ● Перспективы дальнейшей реализации проекта. Очень полезно ознакомиться с ГОСТами (ГОСТ Р ИСО 9000 и ГОСТ Р 54869-2011), а также с описаниями тех проектов, которые уже получили грантовую поддержку – это поможет создать правильный фокус. 3. Обосновать проблематику Постановка проблемы, которую призван решить ваш проект, должна быть обоснована данными из открытых источников, цифрами из федеральных или региональных исследований и публикациями отраслевых сообществ. Для социальных проектов хорошее обоснование – постановления правительства и указы Президента, которые определяют актуальность конкретной проблематики в обществе. Если вы не нашли обоснований того, что ваш проект нужен, скорее всего, поддержку со стороны грантодателей получить не удастся. 4. Определить масштаб цели и сделать ее «умной» У каждого проекта может быть только одна цель – это конкретный образ будущего. Но масштаб цели должен быть соразмерен: она должна быть достижима в рамках того проекта, который вы описываете. К примеру, если глобальной целью является развитие государственной благотворительной деятельности, то в заявке на грант можно обозначить, что на данном этапе, в рамках конкретного региона вы делаете шаги к решению этой проблемы – к примеру, к повышению осведомленности населения о государственных благотворительных программах. В проектном менеджменте принято цели «смартовать», делать их «умными». Это пошло от аббревиатуры SMART (умный). Для достижения эффективности при постановке цель проверяется по критериям акронима SMART: ● Specific — конкретная, определённая. Цель «немедленно нажимать кнопку» не является чёткой, альтернативой будет «нажимать на кнопку в течение 1 секунды». ● Measurable — измеримая. Цель должна подразумевать количественную измеримость результата. ● Achievable — достижимая. Цель должна быть выполнимой для конкретного исполнителя. ● Relevant — соответствующая контексту. Достижение цели должно быть обеспечено ресурсами. ● Timed/Time-bounded — Привязанная к точке/интервалу времени. Нет привязки — нет цели (есть мечты). Проверьте, соответствует ли ваша цель перечисленным критериям. 5. Правильно расписать задачи и связать с ними результаты Расписанные задачи проекта отвечают на вопрос, как вы собираетесь добиться поставленной цели. Если цель у проекта всегда одна, то задач может быть несколько. Поскольку задача – это конкретное действие, ведущее к воплощению цели, ее формулировку всегда нужно начинать с глагола. Это гарантирует, что задача станет измеряемой, и одновременно каждая задача станет измеряемым промежуточным этапом выполнения проекта. Задачи должны полностью сочетаться с ожидаемыми результатами проекта. Если есть задача разработать платформу, то ожидаемый результат будет «разработка платформа» с определенными параметрами. Если задача «обучить определенное число людей конкретным навыкам» – то ожидаемым результатом будет формирование этих навыков у конкретного числа людей. Методы – это кратко описанные этапы реализации задач. Ожидаемые результаты всегда описываются в двух аспектах: качественном и количественном. Пример формулировки Цели и задач проекта: Цель – вовлечение молодежи в добровольческую деятельность и активизация добровольческого потенциала в молодежной среде. Задачи: ● – организовать обучение 100 потенциальных добровольцев и 50 специалистов, работающих с молодежью; ● – мотивировать участников проекта к самостоятельной продуктивной деятельности в добровольческом секторе; ● – сформировать банк данных 200 добровольцев в каждом муниципальном образовании – участниках проекта, инициативных групп по реализации молодежных добровольческих акций/мини-проектов. 6. Изучить критерии грантодателей Когда основные параметры проекта описаны, наступает время изучить критерии конкретного грантодателя, к которому вы собираетесь обратиться с заявкой. Пройдитесь по форме заявки, размещенной на сайте грантодателя, и определитесь, какие еще элементы нужно добавить в описание, чтобы повысить шансы на успех. Например, в Фонде президентских грантов важен критерий «софинансирование»: в эту графу нужно поместить информацию о каких-то бесплатных договоренностях для проекта. А в заявках на гранты Мэра Москвы нельзя указывать затраты на аренду площадок и помещений: правительство города само предоставляет их, поэтому в бюджете проекта этой статьи расходов быть не должно. 7. Назначить точки оценки проекта Как человек, вложивший много труда и сил в проект, вы рискуете увлечься постоянным ожиданием успеха. Текучка затягивает, и часто кажется, что вот еще немного – и успех придет. Поэтому очень важно заранее определить для себя точки, когда вы будете оценивать эффективность проекта: через три месяца, шесть, через год. Заранее проставьте эти сроки, по их достижении оцените прогресс проекта и решите, стоит ли им заниматься и дальше. Сообщение Анастасия Преображенская: описание проекта должно убедить грантодателя в вашей способности его реализовать появились сначала на ИА "Общественная служба новостей".