«Нельзя смешивать хореографов и изобретателей». Эксперты о создании креативной индустрии в Югре
Непростой креатив «Креативные индустрии» – довольно популярное понятие XXI века. По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, в 2019 году объем данного рынка оценивался в три триллиона рублей, а доля креативных индустрий, как предсказывают аналитики, до 2025 года увеличится с 0,5 процентов до 8,5. В мире креативные индустрии растут ежегодно на 15 процентов и уже стали драйвером для развития экономики Великобритании, Германии, Сингапура, США, Казахстана. Многие специалисты уверены, «стык между искусством и технологиями» – приоритетное направление в развитии экономики. Так, Организация Объединенных наций объявила 2021 год – Международным годом креативной экономики. Удивительно, но до июля 2020 года ни в одном субъекте РФ не было уделено должного внимания, набирающему обороты творческому потенциалу. Все говорили об этом, но не представляли что это. Первопроходцем, решившим закрепить на окружном уровне проектную инициативу по развитию креативных индустрий, стало правительство ХМАО – Югры. Департаментом экономического развития региона совместно с предпринимателями, экспертами и молодыми активистами была разработана база для совместной деятельности специалистов в областях экономики креативных индустрий. Начальник управления инвестиционной политики автономного округа и куратор проекта Сергей Пестряков уверен, окружной Закон поможет определить рамки понятия «креативных индустрий» и создать системную работу по стимулированию творческих сфер: – Сложность разработки проекта была в том, что никто не знал и не понимал, что такое креативные индустрии, – рассказал Сергей Сергеевич. – Мы изучали есть ли в других городах России подобные законопроекты. Не нашли. Поэтому методом проб и ошибок начали сами составлять документ. В ходе работы, по словам Пестрякова, поняли, что нет статистики разъясняющей, какое количестве людей задействованы в этой сфере и главное – по каким критериям их определять. «Конечно, пришлось закрывать пробелы и нагонять упущенное. Сейчас мы знаем, что в регионе в сфере креативных индустрий задействованы 3,5 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон позволит данным предприятиям создать определенные условия для получения налоговых льгот, микрозаймов, грантов, субсидий, а также поручительств на территории Югры», – отметил Пестряков. Модель помощи Новый законопроект Югры, принятый 27 июля 2020 года, закрепил понятие «креативные индустрии». Теперь «направления креативной деятельности», связанные с производством и распространением уникального продукта, в основе которых лежит «творческий процесс, идеи, знания, навыки, талант и уникальные качества» автоматически попадают под эту категорию. Воспользоваться дополнительными «бонусами» – финансовой, образовательной и консультационной поддержкой – смогут индивидуальные предприниматели, самозанятые и юридические лица, не имеющие просроченной задолженности по ранее предоставленным на возвратной основе бюджетным средствам или обязательным платежам перед бюджетами всех уровней власти. Также, чтобы дать возможность развиваться молодым и талантливым, окружные власти построят многопрофильные центры, задача которых помогать молодым представителям новой экономики Югры, рассказывая о лучших международных практиках и предоставляя консультационную поддержку в развитии проектов. Первые шаги уже заложены – строительство образовательного молодежного центра в Ханты-Мансийске. Его сдача планируется в октябре этого года. По словам инициатора и разработчика арт-резиденции Ильи Кириченко, новый центр объединит зону коворкинга, арт-пространство, хореографический зал. «Это позволит объединить интересы бизнес-сообществ Югры, некоммерческих организаций и горожан. А законопроект позволит организовать пониженную арендную ставку для резидентов центра креативных индустрий», – отметил Кириченко. Системный подход к несистемным людям Тринадцать пунктов классифицируют сферы креативных индустрий: разъясняют, кто попадает под нововведения и имеет право на поддержку государства. Среди них – предприниматели, создающие продукт в изобразительном, исполнительском, аудиовизуальном искусстве, продюсерской и научной деятельности, занимающиеся образовательными проектами, продвижением товарных знаков или персон, созданием нейросетевых разработок, дизайн-проектов или развитием сферы туризма, то есть те, кто ищет новаторские, ресурсосберегающие и энергосберегающие методики. Нет сомнений в том, что необходимо системно развивать творческий кластер в регионах России. Однако пока субъекты должны самостоятельно преодолевать этот путь. Вице-президент по науке и образованию фонда «Сколково» Николай Суетин уверен, когда в первой тройке самых богатых людей будут люди типа Илона Маска, Марка Цукерберга, тогда возникнут в стране все предпосылки для развития несырьевой отрасли экономики. «Когда страна с ориентировки заработка на сырье перейдет на заработок высоких технологий, тогда люди увидят к чему надо стремиться, – отметил Суетин. – А пока проблема поддержки и развития интеллектуальных способностей остается комплексной». По его словам, сюда же входит не только наличие обучающих практик, но отсутствие денег на развитие стартапов или создания прототипов: сейчас «нужно все ноги сбить, чтобы получить средства». Поэтому, если взгляды на дополнительное финансирование креативных индустрий будут расходиться, то нет перспектив развития проекта. Также Николай Суетин отметил, что «смешивать изобретателей, креативных и творческих людей нельзя, так как они имеют разное образование и разные цели». Поэтому на этапе создания первой в России площадки развития креативных индустрий необходимо осознать, как новая отрасль экономики будет выстраивать диалог с властью и формировать инвестиционную инфраструктуру. Фото: ФедералПресс\Виктор Вытольский, инфографика - Елены Майоровой