В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Память города: в переулках, чердаках и трамваях

Память города: в переулках, чердаках и трамваях Однако приехавший в город турист, да и многие местные жители, пройдя по ним, вряд ли догадаются, что это и есть историческая среда.

Память города: в переулках, чердаках и трамваях
Фото: Краснодарские известияКраснодарские известия

Сохранностью исторического наследия занимаются во многих , но подходы при этом разные, – поделилась своим мнением экс-руководитель краевого управления госохраны культурного наследия Галина Полтавец. – В других городах выбрали старинные улицы и полностью их реставрировали, бережно воссоздав историческую среду конца XIX-начала XX века. И они действительно стали привлекательными для туристов: с маленькими тематическими кафе, сувенирными лавками и бутиками.

Видео дня

Нечто подобное собираются сделать и у нас: в историческом квартале, рядом с особняком Лихацкого. При этом в ходе обсуждения не раз заходила речь о том, что в городе есть немало других улиц и дворов, где можно воссоздать исторический облик – и сделать местом особого притяжения экскурсантов.

О них мы спросили наших экспертов.

Экскурсия для транзитных пассажиров

Задача на самом деле непростая: наш город – как лоскутное одеяло, о каких-то кварталах целиком говорить не приходится, – рассуждает краевед Руслан Лысянский. – Но вот на улице Мира, ближе к вокзалу – от Суворова до Товарной – есть несколько архитектурных памятников. Среди них – усадьба прапорщика Филиппа Акулова, созданная талантливым екатеринодарским архитектором . Здание это сложной конфигурации, имеет пристройки с южного и восточного фасадов. И если рядом с ним воссоздать историческую среду, транзитные пассажиры, попавшие в наш город на 2-3 часа, увозили бы от него более яркие впечатления. Это и расположенный неподалеку переулок Насыпной – от Седина до Гудимы. Долгое время это был заповедный уголок Екатеринодара, пока не повисла желтая газовая труба и не убрали старые деревянные столбы.

Кстати, Насыпной – уже четвертое название этого переулка, прежде он назывался Козловским, Котляревским и Суворовским. Как образец промышленной архитектуры можно было бы показывать войсковой винно-водочный завод, ул. Седина, 6, литер И. Там можно было бы сделать нечто в популярном стиле лофт.

Шопинг по-екатеринодарски

По мнению Марины Шараповой, руководителя туристско-информационного центра, историческим пространством могла бы стать вся улица Красная – как Екатеринодара, так и советского .

Среди других улиц – начало ул. Коммунаров, именно там в начале прошлого века располагались самые дорогие и изысканные дома, такие как особняк Василия Рубежанского.

Как считает Марина Шарапова, было бы здорово, если бы обликом бывших екатеринодарских особнячков заинтересовались люди, имеющие возможность их отреставрировать – и разместить там небольшие кафе, этнические ресторанчики, а может, магазины. Вот стоит сегодня на улице Ленина в одном из дореволюционных зданий шоколадная мастерская.

Вся – как сказочный теремок, заходишь – и окунаешься в детство, в сладкий мир шоколада. Вот так можно было бы другие особнячки приспособить: под магазины одежды или обуви. Да, это была бы другая культура шопинга, совершенно другое восприятие и другая атмосфера, которая, безусловно, привлечет покупателей. Конечно, интерьер должен быть соответствующий, лепнина не сталинская, а дореволюционная. Причем очень важно, чтобы мы могли показать гостям здание не только снаружи, но и внутри. Со старинной мебелью, с кофе по-турецки, как варили когда-то в нашем городе, с печеньем по знаменитым рецептам пекаря Киор-оглы… Если бы мы смогли воссоздать такую атмосферу, город действительно стал бы туристическим центром.

Авангард рулит!

Андрей Ступаченко, руководитель проекта «Краснодар пешком!», считает, что городу просто необходим маршрут архитектурного авангарда. (Правда, разбросаны такие здания в разных местах, поэтому экскурсии Андрей планирует проводить на электросамокатах.)

Показать можно знаменитую «стодворку» – дом на сто квартир на углу Седина и Постовой, образцы конструктивизма этого же архитектора, Ишунина, на Коммунаров, 1 и на углу Пашковской и Красной, напротив бара «Архитектор». В конце концов, Краснодар – это город, благословленный, как сказал один мой знакомый, Шуховской башней – подлинным символом конструктивизма, одной из визитных карточек города.

Андрей Ступаченко убежден: авангард – это совершенно уникальный, особый пласт истории, когда большевики сказали Маяковскому, Татлину, Кандинскому «рулите!» – и они рулили, пытаясь таким образом осмыслить новое общество, исторический слом эпох. И если появится возможность достойно показать, освободив от лишнего и наносного образцы авангарда, который у нас есть, это будет очень круто.

От вокзала до реки

Незаслуженно забытой и очень перспективной в плане туристической привлекательности Виктор Брагин, преподаватель кафедры архитектуры гражданских и строительных зданий Института строительства и транспорта КубГТУ, назвал улицу Гоголя, с выходом на набережную реки Кубань.

Мало найдется туристов, которые не захотели бы выйти к берегу Кубани. А у нас нормального маршрута, когда по пути к реке можно было бы пересечь весь исторический центр, и нет. На этой улице много зданий, связанных с любопытными событиями в истории города. По ней ходил один из старейших в России трамваев, история которого могла бы стать отдельным экскурсионным маршрутом! Плюс к тому здание на углу Гоголя и Янковского, в котором жил Маршак, и дом Акритаса, где пел великий тенор , Зимний театр (теперь филармония), где в феврале 1918-го была провозглашена независимая Кубанская Народная Республика (интереснейший факт, о котором сегодня мало кто знает).

Не забудьте про чердаки

Ксения Стрельцова, научный сотрудник художественного музея им. Ф.А. Коваленко, считает, что именно советская архитектура – то, что могло бы стать особо привлекательным моментом для туристов.

На мой взгляд, должен быть воссоздан в первозданном виде конструктивистский интерьер кинотеатра «Аврора», который был в советское время с фонтанчиками, клумбами и островками белых калл на них. Очень интересен район Черемушки, бывшая улица Карла Либкнехта (та часть, что строилась в 60-е годы как единый ансамбль). Одна планировка конца 50-х чего стоит: широченная улица, а по разделительной полосе идет трамвай. Поразительно, насколько перспективно мыслили тогдашние градостроители, как предвидели развитие краевого центра. Или очень красивое сталинское здание напротив второго корпуса нашего музея по Красной, 15. Они оба как бы перекликаются, советское – как эхо от стоящего на другой стороне здания. А ведь принадлежат к разным временным эпохам, с разницей в полвека.

А еще Ксения Стрельцова открыла для себя удивительные вещи, скрывающиеся в глубине краснодарских двориков.

В позапрошлом веке многие казачьи или купеческие дома строились с большим отступом от красной линии. Поэтому очень часто, заходя во дворики на улицах Фрунзе, Кирова, Янковского, мы можем увидеть в глубине кирпичные одно- или двухэтажные старинные дома, образцы екатеринодарской архитектуры, спрятанной от посторонних глаз. Совсем недавно, например, я обнаружила такой – красиво декорированный дом на Фрунзе, 105. Есть такое явление у нас в городе, можно было бы проводить интересные экскурсии. Да, тут становятся препятствием разнообразные заборы, домофоны, но еще есть места, куда можно просочиться. Интерес представляют и чердаки старых домов, хотя, опять же, я представляю все сложности создания таких экскурсионных маршрутов, так же как и по подземным ходам нашего города.