МС-21 с русским двигателем «забуксовал» на взлете 

МС-21 с русским двигателем «забуксовал» на взлете
Фото: Свободная пресса
3 августа в Ново-Огареве президент Путин принял гендиректора « (ОАК)» Ю. Б. Слюсаря. Встреча явно тянула на отчет о проделанной работе. Ведь не на чай с бубликами позвал Владимир Владимирович Юрия Борисовича, хотя прокремлевские СМИ сообщили о «беседе».
Путин «просил начать с самолета, который мы планируем использовать для улучшения транспортной доступности в регионах , по Ил-114-300». Будто 30-летний 64-местный «Ильюшин», который, кстати, уже серийно выпускался, больше всего волновал главу государства.
Ил-114-300 никак не тянет на сенсацию, чтобы о его «возвращении» заявить в топ-новостях. Давно уже пора штамповать сотнями этот простой, как велосипед, двухмоторный турбовинтовой самолет, сконструированный еще советскими инженерами по проверенной схеме низкоплана с прямым крылом и с примитивным однокилевым хвостовым оперением.
С учетом унизительных западных санкций, к которым присоединилась со своим «Антоновым» — самое то для региональных авиакомпаний. Тем более что не только проект готов, но и все испытания давным-давно уже проведены.
Напомним, в 1986 году Совет Министров СССР распорядился разработать небольшой самолет, который правильно было бы назвать «воздушным автобусом» для авиационного бездорожья. Он должен был взлетать и садиться на короткие ВПП, как грунтовые, так и бетонные.
Безусловно, сегодня Ил-114 слегка обновили. Увеличили и число мест до 68. Но в любом случае, речь идет не о новинке.
В этом плане режет слух заявление Слюсаря о том, что «самолет уже собран, проходит наземную отработку, готовится к первому вылету». Кстати, Ил-114 совершил первый полет 29 марта 1990 год. Сказали бы честно: спасибо советским авиаконструкторам за эту всепогодную машину, как и за Як-242, переименованный в МС-21.
Совершенно очевидно, что не Ил-114, а именно стал главной темой отчета Слюсаря перед Путиным. С корпусом, спроектированном еще в 1993 году, проблем нет. Самолет с двигателями PW1400G от  летает прекрасно.
Но  ввели санкции, поэтому все надежды, связанные с очень нужным России самолетом МС-21, основываются на нашем турбовентиляторном движке ПД-14. Но, судя по всему, здесь не все так гладко. Еще в конце 2018 года управляющий директор «ОДК-Пермские моторы» Сергей Попов заявлял, что «до конца этого года мы должны передать заказчику, корпорации „Иркут“, две двигательные установки ПД-14, а также один резервный двигатель».
А до этого агентство «Интерфакс», ссылаясь на этого топ-менеджера, сообщило, что «на МС-21 мы должны увидеть его (ПД-14) во втором квартале 2019 года». В действительности, только через год — 23 июля 2020 года, сообщила о завершении технологической установки ПД-14 на опытный самолет МС-21-310. Сдвинута на три года и сертификация по международным стандартам.
Представитель управления поддержки заказчика компании «ОДК-ПМ» заявил, что «первая — макетная — навеска новых двигателей на самолет прошла успешно: ПД-14 без замечаний „встали“ на пилоны МС-21». Правда, без ложки дегтя и здесь не обошлось. Оказывается, «по результатам первой навески двигателей вносятся усовершенствующие корректировки в элементы конструкции двигателя и планера».
Насколько «глубоки» эти корректировки, не сообщается, но явно что-то и где-то не стыкуется. Если бы по мелочам, то вряд ли об этом сказали в новостях — исправили бы на месте. Отметим, что встреча Путина и Слюсаря состоялась через неделю после этого события, а буквально накануне отчитывался и руководитель Ростеха . Вероятно, за кадром остались жесткие вопросы и мрачные предупреждения.
Глава ОАК пообещал, что «премьерный» вылет МС-21 с новейшими отечественными двигателями ПД-14 состоится до конца этого года. Очевидно, что перенос вправо не устраивает главу государства. И так не совсем ясно, начнется ли серийное производство «Иркута» в 2023 году, а в 2024 году, как известно, — выборы.
По логике, именно взлет МС-21 с российским реактивным двигателем нового поколения должен стать «вишенкой на торте» в программе индустриальной модернизации путинской России. Компетенции по разработке и производству турбовентиляторов с высокой степенью двухконтурности, к которым относится ПД-14, считаются уделом только высокоразвитых в технологическом плане стран. Ноу-хау включают в себя целый комплекс наукоемких достижени