Найдено «идеальное место» для телескопа – на антарктическом плато

Купол А, самый высокий ледяной купол на Полярном плато в Антарктике, предоставляет наилучшие условия для ночных наблюдений звезд, согласно новому исследованию, проведенному группой астрономов из Китая, Австралии и Канады. В чем проблема? В том, что это место является одним из самых удаленных от цивилизации и холодных уголков земного шара! «Производительность телескопа, расположенного в окрестностях Купола А, превзойдет производительность аналогичного телескопа, установленного в любом другом месте на нашей планете, - сказал один из авторов исследования Пол Хиксон (Paul Hickson) из Университета Британской Колумбии, Канада. – Комбинация таких благоприятствующих наблюдениям характеристик местности, как большая высота над уровнем моря, низкая температура, высокая продолжительность периодов с темным небом, а также исключительная стабильность атмосферы – всё это делает Купол А крайне привлекательным местом для оптической и инфракрасной астрономии. Расположенный здесь телескоп сможет получать более четкие снимки и обнаруживать более тусклые объекты». Одной из самых больших проблем наземных обсерваторий является негативное влияние атмосферной турбулентности, приводящее к размыванию и мерцанию источников. Для оценки влияния атмосферной турбулентности используется величина «видимости»: чем видимость ниже, тем выше турбулентность – и наоборот. В настоящее время самые высокопроизводительные обсерватории расположены на относительно большой высоте над уровнем моря вдоль экватора (Чили и Гавайи) и характеризуются значениями видимости от 0,6 до 0,8 угловой секунды. В целом Антарктика имеет более высокий потенциал производительности ввиду более спокойной атмосферы – так, в месте, называемом Купол С, видимость оценивается в 0,23-0,36 угловой секунды. В своей работе Хиксон и коллги проводят оценку другого перспективного места, называемого Купол А и расположенного близ центра Восточной Антарктики. Согласно авторам, слой атмосферы здесь еще тоньше, чем над Куполом С. Предыдущие оценки видимости в месте Купол А были произведены по данным, полученным в дневное время, но исследователи показывают, что ночью средний уровень видимости составляет 0,31 угловой секунды, а порой может достигать 0,13 угловой секунды. Исследование опубликовано в журнале Nature.

Найдено «идеальное место» для телескопа – на антарктическом плато