Войти в почту

Меняем коррупцию на лоббизм

Россия давно уже нуждается в строительстве альтернативной системы отношений власти и бизнеса, исключающего возможность коррупции. Такой альтернативой может стать лоббизм, но по какой-то причине вот уже 20 лет он отвергается нашими законодателями. Лоббизм – открытая форма воздействия специально обученными профессионалами на органы власти для принятия решений в пользу определенной группы интересов. Лоббисты, как правило имеют бэкграунд госслужбы, но не работают в органах госвласти и имеют квалификацию для взаимодействия с ней в виде создания законотворческого процесса, экспертизы законопроектов, формирования общественного мнения. Лоббизм, в отличие от коррупции, направлен не на незаконный обход общепринятых правил, а на изменение правовой политики органов власти или госкорпораций. Сейчас в бытовом понимании лоббизм мало чем отличается от взяточничества. Действия лоббиста можно назвать вмешательством в деятельность органов власти, запрещенное целым рядом законов. Поэтому нынешние лоббисты вполне обоснованно могут находиться на оперативном учете у правоохранительных органов. Лоббизм в праве и практике России В Российской Федерации его формально нет, потому что нет законов, прямо регулирующих такую деятельность. Ее правовая основа содержится в Конституции в разделе о свободе объединений, но дальше дело не идет. Мы насчитали 3 законопроекта о лоббизме в России. Все они отправлены в архив Государственной Думы здесь, здесь и здесь. На деле в тесных правовых ограничениях лоббистские структуры умудряются существовать и сейчас. На сайте агрегатора вакансий периодически появляются вакансии в сфере законотворчества в негосударственных структурах. Как правило, от работников требуется опыт в органах государственной власти. 16 июня 2020 года Минпромторг предложил к обсуждению проект Стратегии развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года. Автором документа, доступного к скачиванию, в свойствах файла обозначен Дмитрий Бабанский. Человек с аналогичным именем некоторое время назад работал и в профильном министерстве, и в консалтинговых компаниях. Приведенные примеры говорят о существовании в России лоббизма и свойственных ему revolving doors в классической форме. Плюсы легализации лоббизма Торможение во введении правового регулирования лоббизма не выгодно никому, кроме теневых деятелей. Для государства, его законотворчества и экономики, количество плюсов перевешивает возможные издержки: – Правовое обозначение лоббизма законодательно позволит провести границу между элементарной коррупцией и нормальным сотрудничеством бизнеса и власти. Лоббисты, как в ЕС и США, войдут в специальный реестр, а вся деятельность за его рамками по умолчанию может быть названа незаконной. Это несомненный плюс в деле государственного и общественного контроля; – Название собственным именем явления, что существует и так, позволит компаниям, заинтересованным в активных связях с властью, открыто финансировать свою GR-деятельность. Оборот российского рынка этих услуг в разное время за последние десять лет оценивался в суммы от 100 до 400 млн долларов в год; – Открытая лоббистская деятельность покажет, кто и какие группы правовых актов лоббирует, обяжет лоббистов публично объяснять плюсы и минусы новых документов для страны, регионов, муниципальных образований; – Профильные комитеты законодательных органов, министерства и ведомства не обладают достаточным аппаратом чиновников для разработки и внесения изменений в федеральные и региональные законы со слаженными внутренними логическими связями и отличной юридической техникой. По общим правилам, по внесенному законопроекту на правки автору закона дается всего месяц. Сложно провести анализ изменений за это время. Лоббистские структуры, готовы предоставить в помощь тысячи человеко-часов для проведения качественной законотворческой работы с результатом, которым будет доволен правоприменитель; – Легализация лоббизма позволит повысить уровень квалификации российских участников этого процесса на международных площадках и исключить такие эксцессы как с Марией Бутиной. Напомню, американцы обвиняли ее в действиях в пользу России без уведомления об этом национального ведомства FARA. К этому можно добавить, что лоббистское законодательство позволит строить механизм защиты наших лоббистов за рубежом. Всех диппаспортами не обеспечишь, а брать под крыло своих патриотов, выступающих в интересах российской экономики, надо.

Меняем коррупцию на лоббизм
© Свободная пресса