В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

В Приморье начали создание суперледокола для Севморпути

Атомоход-гигант спроектирован и будет строиться с таким расчетом, чтобы мог практически круглый год работать в восточном секторе Арктики и гарантированно проводить крупнотоннажные грузовые суда по Северному морскому пути. На строительство ледокола, которому решено дать имя "Россия", из федеральной казны выделят 127,5 миллиарда рублей.

В Приморье начали создание суперледокола для Севморпути
Фото: Российская ГазетаРоссийская Газета

Процесс пошел

Видео дня

- Настроение прекрасное! - отозвался на звонок "РГ" , начальник отдела по связям с общественностью ЦКБ "Айсберг", где разработали проект нового атомохода. - Потому что на наших глазах рождается новая отрасль тяжелого судостроения. На "Звезде" будет построено много крупных судов, которые до сих пор в не строились. Конструкторская документация по головному "Лидеру" уже в работе. Официальная закладка ледокола намечена на сентябрь.

"Лидер" получит мощные двигатели и плотно закрытую носовую палубу.

"Лидер" не имеет аналогов ни в прошлом, ни в настоящем и, судя по всему, еще долго не будет иметь их в будущем. Уникальный атомный ледокол обладает исключительными техническими характеристиками, заявил Мустафа Кашка, генеральный директор ФГУП "Атомфлот" , которая является техническим заказчиком работ. По словам главы "Атомфлота", сложилась традиция передавать новым судам названия тех, что достойно служили прежде. Уже спущена на воду новая "Арктика" (проект 22220), в очереди за ней на "Сибирь" и "Урал". А головной ледокол новой суперсерии 10510 - и тут двух мнений не возникало - будет называться "Россия".

Атомоход впечатляет своими габаритами и водоизмещением - более 70 тысяч тонн. Размеры, безусловно, имеют значение, но еще важнее, что внутри. Энергетическая установка на "Лидере" будет состоять из двух реакторов РИТМ-400 - они в два раза мощнее реакторов РИТМ-200, которые устанавливают на ледоколах Балтийского завода.

- Новая реакторная установка хороша еще и тем, что ее масса и стоимость не выросли прямо пропорционально удвоению мощности, - рассказал главный конструктор проектов 22220 и 10510 ЦКБ "Айсберг" . - В этом одно из ее принципиальных отличий от дизельных двигателей: у атомных установок зависимость мощности от массы, габаритов и общей стоимости более пологая.

Главный турбогенератор на "Лидере" будет такой же, как и на ледоколах типа новой "Арктики" и следующих в ее фарватере "Сибири" и "Урала". А вот с системой электродвижения определились не сразу. Изначально предлагалось два варианта движительно-рулевого комплекса: с трехвальной гребной установкой, а значит с тремя гребными электродвигателями, и - с четырехвальной и четырьмя двигателями. Как рассказали в Крыловском центре, трехвальная гребная установка - это классическое решение для ледоколов. Но применительно к гигантским размерам и водоизмещению "Лидера" такой вариант потребовал бы существенно увеличить диаметр винтов - до 8 метров. Обеспечить при таком размахе лопастей их гарантированную прочность при работе в тяжелых льдах - задача очень непростая.

А вариант с четырьмя валами задавал свои вопросы проектировщикам и гидродинамикам. При одновременной работе передние винты сильно влияют на задние - может возникать эффект неустойчивого обтекания кормовой оконечности судна, и тяга двух задних винтов при этом резко снижается. Зато сами винты будут не такими громоздкими - около 7 метров в диаметре. Разница, казалось бы, всего в метр, но при расчете прочностных характеристик это существенно.

В четырехвальном варианте помимо сказанного есть еще одно преимущество - два руля, а это улучшает управляемость. В итоге была выбрана схема с четырехвальной гребной установкой и, соответственно, с четырьмя электродвигателями по 30 МВт. Для обеспечения их эффективной работы создаются преобразовательная техника нового поколения и своя система управления.

Годы без заправки

В чем еще преимущество атомного ледокола перед дизельным, хотя постройка последнего обошлась бы намного дешевле? Ресурс ядерной установки на ледокольном судне составляет 40 и более лет, замена активной зоны в реакторах - через 5-7 лет при плановых ремонтах. А в промежутках может "без дозаправки" работать на трассах Севморпути. Бывало так, что на базу "Атомфлота" в Мурманск ледоколы не возвращались более года, только экипажи сменяли друг друга на круглосуточной арктической вахте...

А если ледокол дизельный? В тяжелых ледовых условиях он вряд ли сможет провести караван судов от Мурманска до Берингова пролива и вернуться в порт приписки без промежуточной бункеровки. А каждая такая дозаправка в условиях малоосвоенного побережья Северного Ледовитого океана - крайне сложная технологически и очень дорогая операция, которая потребует создания особой инфраструктуры на берегу.

Когда "сердце" ледокола атомное, все выглядит иначе. Две реакторные установки РИТМ-400 обеспечат суммарную мощность на винтах 120 МВт. При работе на этом максимуме ледоколы класса "Лидер" смогут преодолевать непрерывным ходом со скоростью 2 узла поля сплошного ровного льда толщиной до 4,3 метра. А во льдах толщиной до 2 метров он способен осуществлять проводку транспортных судов со скоростью 12 узлов (более 22 километров в час), что делает такую услугу обоснованной и привлекательной в коммерческом отношении.

И еще одно чрезвычайно важное обстоятельство: ширина открытого судоходного канала, который "Россия" способна прокладывать во льдах, составит 50 метров. Это даст возможность круглогодично проводить по Севморпути крупнотоннажные транспортные суда дедвейтом от 50 тысяч тонн, а также газовозы класса Arc7, у которых ширина корпуса достигает 50 метров. По запасам провизии автономность плавания составит 8 месяцев.

Обойдемся без импорта

При создании этого атомохода будут решаться и вопросы импортозамещения. Прежний опыт свидетельствует, что доля импортного оборудования в стоимостном выражении составляла 15-20 процентов. При строительстве ледокола "Лидер" предполагается выйти на стопроцентную российскую локализацию, отметил гендиректор "Росатома" . Основное оборудование энергетической установки разрабатывалось и изготовлялось российскими предприятиями специально для этого проекта.

- Реакторные и турбогенераторные установки, система электродвижения и система комплексной автоматизации - уникальные разработки отечественной промышленности, - подчеркнул глава атомной корпорации.

По "лидерскому" проекту планируется построить три ледокола. А всего, согласно планам, арктический флот России к 2035 году должен иметь не менее 13 тяжелых ледоколов, девять из которых - атомные. Мощный ледокольный флот - ключевое условие для того, чтобы реализовать план перевозок, включая транзит, по Северному морскому пути. К тому же в 2035 году грузопоток должен составить 160 миллионов тонн, подчеркнул заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики .

Как ожидается, пройти всю дистанцию Севморпути за "Лидером" коммерческие суда смогут за 15-20 суток. При таком раскладе перевозка грузов из Европы в Азию (от Роттердама до Йокогамы) по арктическим трассам займет почти в два раза меньше времени, чем по маршруту через Суэцкий канал. Главная сложность, которая была всегда и сохраняется по сей день, - тяжелые ледовые условия, особенно в восточном секторе Арктики. Именно они не позволяли гарантировать доставку груза точно по расписанию. А это крайне важный фактор, поскольку за любую задержку предусмотрены большие штрафы.

Появление на ледовых трассах головного "Лидера", а за ним еще двух сделает риск таких задержек минимальным.

Официально

Строительство атомного ледокола проекта 10510 в Приморье начато на основании распоряжения от 27 марта 2019 года N 538-р "Об определении ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" единственным исполнителем по строительству а/л "Лидер". Вслед за головным там же, на "Звезде", планируется построить два серийных атомохода этого же проекта. Они станут самыми крупными в мировой истории - мощность силовой установки составит 120 МВт. На действующем ледоколе "50 лет Победы" она 55 МВт, на строящихся атомоходах проекта 22220 (головная "Арктика" завершила испытания) - 60 МВт.

Как это было

Молодые капитаны поведут наш караван

В цикле репортажей "Ледокол в будущее" в августе прошлого года мы рассказали о необычном рейсе к Северному полюсу атомохода "50 лет Победы". Его участниками стали более 70 школьников из больших и малых городов России - победители конкурсов и олимпиад, получившие от "Росатома" подарок-приглашение побывать на "макушке" Земли.

Конечно, не все новоиспеченные полярники придут работать в "Атомфлот" или в другом качестве найдут себя в Арктике, но капитан ледокола "50 лет Победы" Дмитрий Лобусов был не против увидеть их лет через 7-8 на мостике атомохода - повзрослевших, но таких же любознательных, упорных и профессионально подкованных. По просьбе ребят и их наставников в том рейсе каникулы на ледоколе было решено повторить и нынче, в год 75-летия атомной отрасли. Пандемия коронавируса сдвинула, но, хочется верить, не отменила эти планы.

Инфографика "РГ" / / Александр Емельяненков

Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Александр Емельяненков

Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Александр Емельяненков