Войти в почту

Переход в онлайн позволил в разы увеличить число зарубежных бизнес-миссий "Сколково"

МОСКВА, 16 июля. /ТАСС/. Дистанционный формат проведения бизнес-миссий, на который перешел фонд "Сколково" из-за пандемии коронавирусной инфекции, позволил увеличить в два-три раза их число, а также охват стран-участников. Об этом ТАСС сообщил в четверг вице-президент по региональному и международному развитию "Сколково" Юрий Сапрыкин. "Если в прошлом году у нас был десяток бизнес-миссий, то в этом году в два-три раза больше. Организовать и провести онлайн мероприятие проще. И не только для нас, но и для партнеров - принимающие решение менеджеры более доступны по видеосвязи, а, значит, проще провести первичное знакомство с корпорациями и потенциальными инвесторами. Мы, конечно, не будем отказываться от очных бизнес-миссий, но, думаю, это будут два взаимодополняющих формата: сначала делаем онлайн бизнес-миссию, а по итогам назначаем очные визиты", - сказал Сапрыкин. Первая онлайн бизнес-миссия фонда прошла в апреле в Китае. В ней приняли участие стартапы, ведущие разработки по направлению "Здравоохранение". В мае - отправились в Германию с проектами по энергоэффективности и логистике, а в июне - во Францию, где представили технологии по направлениям "Транспорт и логистика" и Digital Tech. В июле стартовало виртуальное роад-шоу по странам Азии, и первой страной, куда отправились представители "Сколково", стала Индия. Там резиденты презентовали разработки, направленные на преодоление последствий пандемии, а также в области здравоохранения в целом. По словам Сапрыкина, 15 июля началась бизнес-миссия во Вьетнам. Затем сколковские стартапы ждут в Южной Корее, Индонезии и Гонконге. Еще будут Палестина и Бахрейн. На осень уже подтвердили заинтересованность в проведении онлайн бизнес-миссий партнеры фонда из Японии, Бразилии, Тайваня (КНР), ОАЭ, ЮАР, Швейцарии и США. Как пояснил вице-президент "Сколково", тематика миссии определяется исходя из запросов принимающей стороны. "Сейчас наиболее востребовано все, что связано с пандемией - от тестов до разработок решений для удаленной работы и обучения. Но, например, с Германией мы делали миссию по машиностроению, так как эта страна - крупный производитель автомобилей, и там есть спрос на такие разработки. То есть все миссии готовятся с индивидуальным подходом, не забываются и остальные фундаментальные вещи, которые фонд "Сколково" поддерживает", - пояснил Сапрыкин. По его словам, хотя пандемия и осложнила продвижение разработок и привела к снижению инвестиций, но в технологии, которые помогают экономить деньги, позволяют повысить качество жизни, могут быстро мультиплицироваться и приносить отдачу, всегда будут вкладываться, что бы ни происходило. Выход на новые рынки Онлайн бизнес-миссии "Сколково" проходит в течение трех-четырех дней. В нулевой день стартапы общаются с зарубежными менторами, которую оценивают качество презентаций и дают свои рекомендации компаниям по бизнес-модели. Первый день отдается под образовательную программу - стартапы знакомятся с экономическими и технологическими трендами той или иной страны, проходят воркшопы о специфике и традициях, например, китайского или индийского рынка и так далее. Второй день бизнес-миссии - это, как правило, общие питч-сессии перед широким кругом партнеров и инвесторов. И заключительный день отводится на индивидуальные встречи, когда стартап и его потенциальный инвестор или партнер по развитию бизнеса ведут двусторонние переговоры. В каждой "поездке" принимает участие по 10-15 стартапов. По словам Сапрыкина, "Сколково" ставит перед собой несколько задач при организации онлайн бизнес-миссий. "Во-первых, это помощь компаниям, особенно тем, которые сейчас занимаются "ковидной" тематикой, в доступе к партнерской сети, к зарубежным рынкам. То есть быстрый поиск заказчика, покупателя, инвестора. Во-вторых, мы решаем задачу поддержания контактной базы, потому что не понятно, сколько эта ситуация продлится, а с партнерами все равно нужно общаться", - сказал он, добавив, что альтернатив такому формату в сложившейся ситуации пока не существует. При этом, как добавил Сапрыкин, большой интерес к онлайн бизнес-миссиям проявляют и компании-партнеры фонда из принимающих стран. Например, в мероприятии во Франции принимали участие первые лица таких компаний как Total, Dassault Systems, Orange, Airbus. В Германии - DHL, Uniper, Siemens, Hitachi Ventures, DZ BANK AG. В каждой стране - свыше 30 крупных корпораций. А, например, в Китае питч-сессию бизнес-миссии слушали 338 китайских инвесторов, представителей бизнеса и госорганов. "Я уверен, что по итогам онлайн бизнес-миссий формируются устойчивые контакты, и когда откроют границы, большая часть этих контактов конвертируется в физические переговоры. В этом смысле онлайн-миссия выступает как предпродажи. И мы видим, что и после мероприятий у наших стартапов продолжаются интенсивные контакты с потенциальными партнерами. И это не праздный интерес, обсуждаются конкретные суммы и форматы взаимодействия", - добавил Сапрыкин. Снижение затрат и экономия времени Резидент "Сколково" "Видеоинтеллект" принимал участие в онлайн бизнес-миссии во Францию. Как говорит руководитель направления по развитию бизнеса компании Антон Чертков, плюс такого формата в том, что не нужно тратить время на переезд и сопутствующие расходы. Более того, это значительно экономит время - если на обычную поездку приходилось закладывать неделю, то сейчас достаточно выделить несколько часов в день. По словам Черткова, участие в бизнес-миссии с партнерами из Франции позволило его компании, которая занимается разработкой систем искусственного интеллекта и программ ситуационной и предиктивной видеоаналитики для различных секторов - от транспортной и промышленной безопасности до систем Smart and Safe City, - выйти на крупных корпоративных клиентов и начать зарубежную экспансию. "В итоге с двумя промышленными компаниями из Франции сейчас мы обсуждаем возможность внедрения нескольких пилотных проектов. Первый партнер - это крупнейшая нефтегазовая компания в Европе и мире. Второй - крупный поставщик систем безопасности в аэропорты и места массового скопления людей", - сказал ТАСС Чертков, добавив, что его компания также намерена принять участие в онлайн бизнес-миссии в Южную Корею. Компания "Сколково" G-Core Labs, которая занимается облачными решениями для передачи данных, принимала участие во всех онлайн бизнес-миссиях. По словам регионального директора резидента Екатерины Алифоренко, в ходе "поездки" во Францию компания презентовала свой новый продукт - видео-чат для бизнеса Meet G-Core, который позволяет общаться коллегам между собой по видеосвязи и является аналогом Zoom. Чат не требует предустановки на компьютере и работает в браузере. "Была положительная обратная связь, есть как минимум три хороших рабочих контакта, с которыми мы наладили первый шаг для взаимодействия. Сейчас у нас идет обмен маркетинговыми материалами, и мы, естественно, будем работать над взаимовыгодным сотрудничеством. Это крупные холдинги: телеком-провайдеры, французское консалтинговое агентство, и IT-компания, которая занимается 3D-визуализацией", - сказала ТАСС Алифоренко. По ее словам, для любой компании, которая намерена развивать бизнес в условиях пандемии, такой формат был бы полезен, и он "очень хорошо работает": если на офлайн мероприятии есть вероятность, что кто-то из нужных людей отлучится или будет занят общением с другими участниками, то в онлайн встречи идут по расписанию, и участие в них обязательное. Онлайн-конкурсы от бизнес-инкубаторов По словам директора резидента "Сколково" "Сенсор-Тех" Дениса Кулешова, его компания принимала участие в первой онлайн бизнес-миссии в Китай. И одновременно с этим участвовала в российском этапе конкурса от китайского партнера "Сколково" бизнес-инкубатора "Дун Шэн". "Сенсор-Тех" прошла в финал и в декабре поборется за призовой фонд в 1 млн юаней (10 млн рублей). "Сенсор-Тех", которая занимается разработками для людей с нарушением зрения, представляла два проекта. Первый - это умный помощник с искусственным интеллектом, который озвучивает людям, что их окружает, и помогает тем самым ориентироваться в пространстве. Второй - профессиональный симулятор различных глазных болезней. То есть система, которая позволяет смоделировать в виртуальной реальности, что видит человек с каким-либо нарушением зрения, и подобрать эффективное лечение. "Привычный формат бизнес-миссии - это совещания и встречи, вечером изучаешь страну, ночью готовишься к совещаниям. Онлайн-формат, в свою очередь, предлагает получить максимум именно от деловой составляющей бизнес-миссии. Переговоры, питчи, все быстро, все по делу, и аудитория гораздо шире. Я думаю, что онлайн-формат эффективнее для первого знакомства, а статус бизнес-миссии хорошо мобилизует и стартапы, и партнеров принимающей стороны. Еще один существенный плюс - экономия средств. Поездка в Китай на несколько дней стоила бы нам приличную сумму, а так мы получили связи с нужными партнерами и не понесли дополнительных расходов", - сказал Денис Кулешов. Он также добавил, что сейчас фонд "Сколково" занимается подготовкой поездки для участия в финале конкурса в декабре. Ожидается, что он пройдет в офлайн-формате.