Войти в почту

ГД одобрила во втором чтении снятие рамок в Бюджетном кодексе по срокам принятия законов

МОСКВА, 15 июля. /ТАСС/. Госдума приняла во втором чтении законопроект, снимающий прописанные в Бюджетном кодексе РФ ограничения на принятие поправок в налоговое и бюджетное законодательство, увязанные со сроками внесения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и трехлетний плановый период, а также предусматривающий меры поддержки региональных бюджетов. Документ инициирован правительством РФ. Согласно действующим нормам Бюджетного кодекса, законы, меняющие налоговое законодательство или регулирующие бюджетные правоотношения, которые приведут к изменению доходов бюджета, должны быть приняты до дня внесения в Госдуму бюджета на трехлетку. Таким образом, все налоговые и бюджетные законы, которые вступят в силу в текущем году, должны быть внесены не позднее 1 октября предшествующего года (до 1 октября в Госдуму вносится очередной проект трехлетнего федерального бюджета). Законопроект признает эти статьи утратившими силу. Кроме того, предусматривается, что бюджетный прогноз вносится в Госдуму вместе с проектом бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Бюджетный кодекс дополняется новыми основаниями для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения в бюджет РФ. Таким основанием будет возможность перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию гособоронзаказа в целях обеспечения госпрограммы вооружения в соответствии с законами, решениями президента и правительства РФ, а также решениями госзаказчиков в случаях, установленных правительством РФ. Еще одним основанием станет перераспределение средств для госзакупок (при осуществлении централизованной закупки). В систему налоговых доходов бюджетов субъектов РФ войдут доходы от акцизов на виноматериалы, виноградное сусло, фруктовое сусло (они будут зачисляться по нормативу 100%). С 1 июля 2020 г. дифференцированные нормативы распределения региональной доли акцизов на средние дистилляты между субъектами РФ будут утверждаться в федеральном бюджете. Также устанавливается, что в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) не включаются объекты недвижимого имущества, в отношении которых предусматривается предоставление бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение затрат на уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга) с последующим выкупом указанного объекта в собственность лизингополучателя. Соглашения о субсидиях Документом предусматривается возможность заключения долгосрочных соглашений о предоставлении субсидий некоммерческим организациям (кроме госкорпораций) на срок, превышающий период бюджетного планирования, а также вводятся обязательные условия предоставления субсидий, предоставляемых юрлицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям и физлицам. Аналогичные положения уже действуют в отношении коммерческих компаний. Законопроект предусматривает осуществление участниками бюджетного процесса операций при исполнении договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) других объектов недвижимости путем зачисления средств на счета эскроу, открытые в уполномоченном банке в сфере жилищного строительства. Регионы и муниципальные образования смогут перечислять бюджетные деньги на счета эскроу в один из уполномоченных банков для расселения, в частности, аварийных домов. Поправки ко второму чтению Поправками ко второму чтению предусматривается, что суммы штрафов, установленных КоАП РФ за административные правонарушения, выявленные должностными лицами государственных внебюджетных фондов, в размере 100% будут зачисляться в бюджеты этих фондов. Уточняются виды штрафов, которые будут зачисляться в бюджеты субъектов РФ в размере 100%. Также закрепляется, что налоговые доходы от акцизов на средние дистилляты, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов РФ, в 2020 году будут распределяться территориальными органами Федерального казначейства между бюджетами субъектов РФ в соответствии с приложением к законопроекту. Также поправками исключается необходимость утверждать законом о федеральном бюджете распределение между субъектами РФ субвенций, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда правительства РФ. На два года (до 1 февраля 2024 года) продлевается срок, на который, начиная с 1 февраля 2016 года, приостановлено действие положения Бюджетного кодекса РФ о том, что одним из источников формирования Фонда национального благосостояния (ФНБ) являются доходы от управления средствами ФНБ (эти доходы направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета). Устанавливается, что в ходе исполнения федерального бюджета в 2020 г. по решению правительства общий объем расходов бюджета РФ может быть увеличен без внесения поправок в бюджет в объеме до 1,8 трлн руб. на цели перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на иные цели, определенные кабмином. Кроме того, корректируются правила и сроки предоставления бюджетам субъектов РФ межбюджетных трансфертов и субсидий из федерального бюджета. До 1 января 2025 года на субсидии из федерального бюджета, выделяемые на госпрограмму "Комплексное развитие сельских территорий", не будет распространяться требование Бюджетного кодекса о соответствии предельного уровня софинансирования расходных обязательств региона из федерального бюджета нормам, установленным правительством. Как отметил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, согласно поправкам ко второму чтению, правительство предложило изменить адресность санкций за экологический ущерб по федеральным водным объектам. "Правительство предлагает установить [санкции] в следующем варианте: водные объекты, находящиеся в федеральной собственности - штрафы зачисляются в федеральный бюджет, водные объекты, находящиеся в региональной собственности, зачислять в региональные бюджеты, и муниципальные - зачислять в муниципальные бюджеты. Эта поправка, которую комитет также счел необходимым поддержать", - сказал Макаров. Ранее спикер Госдумы Вячеслав Володин на заседании Госдумы распорядился вызвать в парламент министра финансов Антона Силуанова для обсуждения вопроса о перечислении платежа за вред экологии от аварии в Норильске в федеральный бюджет вместо местного. Поправка в Бюджетный кодекс вызвала возражения ряда депутатов, и ее вынесли на отдельное голосование, однако Госдума поддержала инициативу правительства. Макаров, в свою очередь, предложил записать в постановление Госдумы о принятии законопроекта в третьем чтении рекомендацию направить эти средства на ликвидацию последствий аварии в Норильске, а также установить парламентский контроль комитета Госдумы по бюджету и налогам за расходованием этих средств. Третье чтение законопроекта намечено на 21 июля.