Войти в почту

Заброшенный аэродром в Калининграде «Северный»

В 1939 году в бывшем аэродроме Jesau (Северный) базировались 33 истребителя Bf-110. В течении одного дня 1-го сентября пилотами эскадрильи были сбиты 5 польских истребителей PZL-P.11. Так же в 1939 году здесь базировалась истребительная эскадрилья JG-131(Jesau)BLACK HE-51. B 1941году, 13-го июля, совершил аварийную посадку бомбардировщик JU-88. В 1944году на аэродром по железной дороге доставили 12 новейших истребителей ME-163v для дальнейших испытаний. Здесь в августе 1942году на своем FW-190 A3 летал немецкий ас Генрих Крафт (78 побед), который входил в состав JG-51 элитной авиагруппы «Melders». На подходах к взлетной полосе можно увидеть десятки различных сооружений. Это видимо были складские помещения или гаражи. А многие складские помещения сохранились еще с немецких времен. В них до сих пор валяется разного рода «радиохлам» На аэродроме было построено 27 копониров. Это фланкирующие сооружения для ведения флангового огня по двум противоположным направлениям. Представляли собой сводчатое, присыпанное землей помещение. Они были построены в 1969 году и использовались как ангары. Изначально капониры рассчитывались на истребителей МИГ-23. И когда в 1989 году им на смену пришли истребители СУ-27, оказалось, что они по размаху крыла не помещаются в них. Истребителям пришлось долгие годы базироваться под открытым небом, а в копонирах хранился боезапас. Во время Второй мировой войны Jesau был взят в апреле 1845 года частями 3-го Белорусского фронта. Изначально аэродром сохранил свое историческое название. После полного восстановления структуры аэродрома с октября 1951 года на нем стал базироваться 689-й гвардейский авиационный полк имени Александра Покрышкина . Он был вторым по результативности пилотом-истребителем советской армии. Первые советские самолеты были доставлены на авиабазу поездом в коробках в разобранном виде. Потому что, при строительстве базы немцы подвели к ней железнодорожную ветку. В ящиках находились самолеты «МИГ-15». А в апреле 1978 года на аэродром Jesau-Северный из Владимира был передислоцирован 288 отдельный вертолетный полк. На боевом дежурстве находились ЯК-25, МиГ-17, МиГ-19. Cу 27. А так же вертолёты. Позывным аэродрома одно время было слово «Черномор». Длина полосы аэродрома занимала 2600 метров. После падения «железного занавеса» на аэродром совершали дружеские визиты пилоты из Швеции и Польши. Начавшиеся в начале 2000-х годах реформы Минобороны начали уничтожать полк и аэродром. Сначала в 2001 году полк решили сократить и преобразовать в 143-ю истребительную авиационную эскадрилью. А летом 2002 года полк был перебазирован на аэродром Чкаловск. Это и был конец. Сразу после вывода планировалось, что аэродром Северный будет использован как запасной аэродром на случай военного конфликта. Его даже законсервировали. Но что-то пошло не так. В середине «нулевых» на полосу был свободный заезд. Этим пользовались любителями гонок до того момента, пока там не занесло машину прямо на зрителей. После этого въезд на аэродром закрыли бетонными плитами. Поросшие травой ангары сильно впечатляют. А еще больше – огромные ангарные ворота. Их створки имеют почти метровую толщину. Отрывались они с помощью электродвигателей и здоровенных железнодорожных колес. Сверху копониры прикрыты маскировочным метровым слоем дерна. Под ним находятся не менее толстые железобетонные конструкции. Толщина стен этих ангаров позволяла выдержать прямое попадание снарядов и авиабомб, а также ударную волну ядерного взрыва. Сейчас аэродром брошен и полностью разворован, вся авиатехника перевезена в аэродром Чкаловск.

Заброшенный аэродром в Калининграде «Северный»
© Kaskad.tv