Войти в почту

Коронавирус перезагрузил социальную журналистику

Весь карантин в период эпидемии коронавируса действовал международный медиапроект «Рукопожатие через границы». Парадоксально, но пандемия во многом придала журналистике всего мира осмысленности и социальных акцентов. О том, как переживали эпидемию участники проекта, мы говорим с председателем медиаконгресса «Содружество журналистов» Ашотом ДЖАЗОЯНОМ. – АШОТ Егишевич, в эти месяцы пришлось вспоминать самые яркие изоляции, и не только «само-». Но всё, что происходило в мире искусства, отдавало вторичностью. Мировая богема будто расписалась в том, что не может создать что-то уникальное, проект «Изоизоляция» набирал обороты, и это печально, ведь бедствие, охватившее весь мир, могло стать импульсом для рождения ярких произведений искусства. Что происходило в медиа? – Эти произведения в искусстве ещё появятся, вот увидите. Когда придёт глубокое осмысление всего, что с нами случилось. А в медиа происходили вещи, на мой взгляд, отличные от тех, что вы говорите. Пока искусство приходило в себя и пробовало хотя бы копированием великих шедевров поддержать свой собственный тонус и падающее в депрессию человечество, журналисты смогли уже через неделю показать свою сопротивляемость. В связи с пандемией практически все редакции во всём мире ушли на удалённую, дистанционную работу в поисках новой формы взаимодействия друг с другом и новых форматов общения с аудиторией. Последствия эпидемии стали объединять профессионалов и гражданских журналистов. Мы с единомышленниками открыли этот проект, который собрал разные истории со всего мира: из России, Италии, Испании, Армении, Франции, Индии, Египта, Узбекистана, одним словом, от Магадана до острова Бали, всех не перечесть. Это журналисты, блогеры, фотографы, со многими мы общаемся и на форуме «Диалог культур», который ежегодно проходит в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже. Поначалу были фейки, немного, но мы их видели, они пытались внушить нам, что это геополитический заговор или не нужно поддаваться на провокации, но многие быстро поняли, что с этой бедой нельзя шутить. И фейки куда-то пропали. Мы уже привыкли к тому, что вынуждены существовать в информационных войнах, пропаганде и откровенной лжи. Но нет худа без добра, и в эти два месяца на наших глазах Интернет как будто победил вирус, хотя он во многом и сам существует по вирусным законам. Все как будто поняли бессмысленность лжи, ведь люди умирали везде, и врачи во всём мире боролись не за свои страны, а за всю цивилизацию. Амплитуда колебаний – от панических атак до признания любви к человечеству. Посыл нашего проекта был таким: «Мы не рядом, но вместе». – Что произошло в это время в повседневной практике журналиста? – Очень быстро во всём мире была пересмотрена редакционная политика. Сара Бертучиолли, главный редактор портала Mashable, Италия, рассказала нам об опыте управления своими сотрудниками дистанционно. Анастасия Якубек делилась азами информационной гигиены в период пандемии в новом выпуске подкаст-станции «Ваши уши». Пандемия ускорила трансформацию журналистики. В лидеры резко вышли те, кто смог объединить в самоизоляции ремесло и профессию. Точнее, кто владеет техническими средствами и сам смог в новых экстремальных условиях создавать новые направления медиа, осмыслив сущность своей профессии на каком-то другом, высшем уровне. Когда мы собрали все эти мультимедийные истории с разных концов мира, вдруг поняли, что в наших руках самое настоящее руководство. Так появились «20 простых правил для журналиста в условиях самоизоляции». – Насколько вы считаете оправданными обвинения московских властей в том, что эпидемию пытались обуздать радикальными методами? – Так получилось, что мы постоянно были на связи в онлайн-режиме с коллегами из Душанбе, Еревана, Ташкента, Парижа, Мадрида, Рима, пока собирали эти истории о том, как журналисты проводили самоизоляцию или, напротив, были в городах, помогали людям. Читал московские новости, сравнивал. Многие из них признавались, что ситуация в Москве была многократно лучше, чем во многих мегаполисах мира. Городские сайты, платформы были как будто готовы к этому бедствию. Меня обрадовало то, что практически с первых дней выстроилась стратегия по защите Москвы, ведь в мире никто в первую неделю ничего не понимал – ни в Бразилии, ни в США, ни в Армении. Коронавирус нас всех уравнял и сделал беззащитными, в то же время глубоко замотивировал желание общаться со всем миром. Удивительно было и то, как разные специальности в медиа стали искать друг друга и коннектиться, создавать межотраслевые медиапродукты. Как-то сразу выделились люди, нестандартно мыслящие и привыкшие выдавать авторские творения, созданные дистанционно в одиночестве или в маленькой команде единомышленников. Трэвел-блогер Мануэль Гуихаррубиа провёл взаперти 50 дней, рассказывал, чем можно заниматься такое долгое время; Мерседес Кордова запечатлела на плёнке улыбки случайных прохожих, которых она встретила на опустевших улицах Буэнос-Айреса. На сайте медиаконгресса вы можете увидеть семейный фотоальбом самоизоляции испанского фотожурналиста Рафаэля Трапейо. Примечательно, что такое приятное направление в журналистике, как трэвел, стало носить остросоциальный характер. Мы видели жизнь 20-миллионного Каира глазами Роджера Аниса, кто-то выгуливал овцу, кто-то переехал в новую страну и получил культурный шок вместе с начавшейся эпидемией. Крис де Боде фотографировал сотрудников швейных фабрик в Мьянме в одеждах всемирно известных брендов, созданных ими. Из-за COVID-19 они могли лишиться работы. Первые дни карантина с нами на связи была блогер из Австрии Наталья Трудова. Оригинально моменты самоизоляции запечатлел литовский фотограф Адас Василиаускас, который устроил жителям своего района бесконтактную фотосессию. Раньше с помощью дрона он снимал свадьбы, потом решил использовать это в своём районе. Благодаря созданным участниками нашего международного проекта креативным авторским сюжетам стало возможно это символичное рукопожатие в онлайне между разными городами и даже странами, сквозь закрытые границы. И за эти месяцы, мне кажется, у каждого из нас накопилось многое, чем мы можем поделиться друг с другом, не выходя из своей комнаты. Как говорится: не рядом, но вместе. - Интересно узнать, а вы сами как провели самоизоляцию? – Если честно, я никогда так не нуждался в книге, как в эти месяцы. Если бы снимал кино про себя, это было бы так: где-то на окраине ойкумены сижу я возле камина под пледом с книгой… - Неужели так и было? Вы как будто оказались в нескольких измерениях – виртуальной матрице и в том времени, когда люди, покачиваясь в кресле-качалке, вдыхали запах книжных страниц… – Разумеется! Я перечитал уйму книг, до которых раньше руки не доходили. Кстати, норвежский блогер Кюрре Лиен поведал нам, как букинисты во время пандемии выходят в город и дарят книги прохожим. Уверяю, я хотел бы с ними встречи, если бы был в Осло. Правда, для этого надо выучить норвежский, но это уже другая история.

Коронавирус перезагрузил социальную журналистику
© Аргументы Недели